Спецкор «КП» Маргарита ЧИМИРИС пыталась понять, почему 66-летняя женщина решила, что такой образ жизни для ее дочери самый лучший.
ЗАТИХШАЯ СЕНСАЦИЯ
…Трубку домашнего телефона (мобильного у пенсионерки нет) 66-летняя Валентина Григорьевна Подвербная сняла лишь на третий раз. Я уже и не надеялась дозвониться до самой пожилой мамы в СНГ.
— А мы с дочкой на улице гуляли! — радостно заявила она. — Только что вернулись.
— Так холодно же! — удивляюсь в ответ. — Мороз — минус 20!
— А мы каждый день на несколько часов выходим на свежий воздух… — ответила женщина. — А вы приехать хотите? Забудьте! Ничего не скажу. У меня дочку год назад забрать хотели. Обманным путем в больницу положили, требовали, чтобы я отказ написала. А еще говорили, что я ее накормить не могу. Ложь! Я медсестрой много лет проработала и хорошо знаю, как за здоровьем следить и смеси готовить (Подвербная действительно работала до ухода на пенсию в кожвендиспансере. — Ред.).
Валентина Подвербная в Чернигове сейчас самая главная знаменитость. Год назад пенсионерка, продававшая на базаре крупы, стала известной на всю Украину и зарубежье. Одинокая бабушка… забеременела! Узнав из газеты о репродуктивной клинике, она собрала пять тысяч долларов и добилась, чтобы ей сделали искусственное оплодотворение. Деньги собирала семь лет, отказывала себе во всем… И 22 февраля 2011 года на свет появилась здоровая девочка.
Известие об этом сразу стало достоянием общественности. Поначалу Валентине Григорьевне эта огласка не нравилась: как бы ребенка не сглазили. Есть такая примета… А потом сама стала делать публичные заявления. Их смысл огорошил всех.
«Мне с Аней теперь городские власти подарят двухкомнатную квартиру», — говорила Валентина Григорьевна, несмотря на то что никто таких подарков немолодой маме делать не собирался.
«Меня специально поселили в холодную палату, чтобы Машу, дочку, уморить, — продолжала удивлять Подвербная. — И отравить хотели».
Валентина Подвербная ни с кем не желает делиться своим счастьем…
Что там на самом деле было в голове у молодой немолодой мамочки, знать только ей, но медики из роддома, которые осуществляли искусственное оплодотворение, в это время стыдливо прятали глаза, признаваясь, что Валентина Григорьевна ни кормить младенца, ни успокаивать его толком не умеет. Шутка ли, родить первенца в таком возрасте! Да и вообще, видимо, роды как-то сказались на психике женщины.
Подвербную попытались госпитализировать, чтобы в больнице убедить отказаться от ребенка. Но она ответила категорическим нет. Ситуация зашла в тупик. Лишить Валентину Григорьевну родительских прав почти невозможно. Да и за что? Доказать, что поступки мамы представляют опасность для ребенка, очень сложно. Получилось, что пошумели и оставили мать с дочкой в покое. Правда, в Верховную раду внесли законопроект о том, чтобы запретить делать искусственное оплодотворение женщинам старше 54 лет. Но он пока так и остался нерассмотренным.
С МЕДСЕСТРОЙ РАЗГОВАРИВАЮТ ТОЛЬКО НА УЛИЦЕ
Детские врачи из местной поликлиники, услышав знакомую фамилию, тяжело вздыхают. Ребенка они не видели уже несколько месяцев — после того как мать забрала карточку, заявив, что… больше не придет!
— Она по очереди отказалась от четырех врачей, которые работают в нашем филиале, — рассказала «КП» Людмила Овсиенко, начмед черниговской детской поликлиники № 1. — Патронажную сестру пускать не захотела. А мы настаивать права не имеем. Она документы подписала, что ответственность за дочку берет на себя. Но ведь ребенка до года каждый месяц обследовать надо…
— Может, она боялась, что девочку отберут?
— По украинскому законодательству сейчас и у наркоманки дитя просто так не отнимешь, а лишить прав женщину без таких изъянов, с жильем, с пенсией невозможно!
Правда, медики не успокоились. Они наблюдают ребенка… во время прогулок.
— Ну а что делать? — пожимает плечами Людмила Овсиенко. — Прошу медсестер смотреть, когда мамочка с дочкой выйдут, и хоть мельком заглянуть в коляску. Говорят, нормальная девочка.
Подвербная действительно врачам не верит. Дочку растит по советам «сибирской целительницы» Натальи Степановой. Ее книги для пенсионерки настольные.
— Я верю только Богу и ей, больше никому. Это из ее книг я знаю, что ребенка никому нельзя показывать, фотографировать. А еще благодаря ее книгам я поняла — мне завидуют! Поэтому и хотели ребенка отобрать, — заявила однажды прессе мама-пенсионерка.
«ПОЗДРАВЛЯТЬ НЕ НУЖНО»
Стою перед дверью подъезда, из которого вот-вот должна появиться Валентина Григорьевна. В сумке подарок к дню рождения дочки. Надежды, что мама захочет говорить или показывать ребенка, нет. Ну а вдруг?
— Валентина Григорьевна, может, вернетесь в дом? Холодно! — начинаю я разговор у подъезда…
Подвербная оборачивается, в глазах недоверие.
— Я вас в гости не звала! С днем рождения дочки поздравлять не надо. Мы с Машенькой сами справимся…
Она прикрывает собой коляску, чтобы я ненароком не увидела девочку. Но я все же успеваю заметить красивые глазки, милое личико в обрамлении вязаной шапочки.
— Вы все хотите у меня ее отобрать! — замечая мой взгляд, срывается на крик Подвербная. — Завидуете черной завистью… Еще одна публикация — и по судам пойду! А я с ней и днем и ночью. Развивается она нормально: первый шаг в 7 месяцев сделала, танцует уже, ладушки делает…
Когда она говорит о дочке, тон ее сразу меняется, пропадает агрессия. Вот оно, женское счастье! А ведь когда два года назад Валентина Григорьевна шла в центр репродуктивной медицины с надеждой родить ребенка, она готовилась услышать категорическое нет. Ей и должны были, наверное, сказать это нет. И в итоге обречь на одинокую старость. Но это было бы честно! Все-таки нелегко пожилому человеку вот так сразу взвалить на себя заботу о крохе. А что будет через пять лет? И наверное, по законам здравого смысла неправильно было позволять ей рожать в таком возрасте… Но с другой стороны, кто сказал, что в таком возрасте человек не имеет права на счастье?
И, видимо, нужно было не крутить пальцем у виска с сожалением, мол, ишь надумала рожать в таком возрасте, не убеждать отказываться от маленькой дочурки, а просто попытаться помочь этой молодой немолодой маме, которая сегодня орлицей защищает свою дочку от злобной общественности, от хора осуждений. Тогда бы и она не запиралась в четырех стенах от «добрых людей» и не растила дочку затворницей, боясь любого приближения посторонних.
КОММЕНТАРИЙ СОЦРАБОТНИКА
— Мы ей все свои услуги предлагали, в том числе социальное сопровождение, — говорит начальник Центра социальных служб Черниговской области Татьяна Кузнецова-Молодчая. — Она отказалась.
— Ну а девочка как поживает? Видели ее?
— А зачем? Мы знаем, что мать ее очень любит. Когда говорит с нами по телефону, все время отвлекается, чтобы на девочку посмотреть. У нее просто гиперответственность за нее. Я догадываюсь, что испытывает Подвербная. Я сама второго ребенка в 40 родила. Те, кто ее осуждает, мыслят стереотипами. Мол, поздние дети — ранние сироты. Нельзя так.
А КАК У НАС?
«Мы не можем запретить женщине иметь ребенка»
— К сожалению, а может быть, и к счастью, в России тоже не оговариваются верхние границы возраста, после которого женщинам нельзя иметь детей, — говорит ведущий специалист отделения ЭКО клиники «Мать и дитя» Павел Базанов. — Если бы эти рамки были, тем самым мы нарушили бы право человека, женщины иметь ребенка. Если она способна выносить, если нет противопоказаний, мы не можем запретить. И только от врача зависит, будет ли он отговаривать пожилую женщину рожать. У нас нет прозрачной статистики, но случаи, когда рожают женщины от 55 до 60 лет, нередки. И может, это все же к лучшему?
Источник: Анна КУКАРЦЕВА