По оценке политолога из Германии Яна Ягиелло-Шонфельдера, перспективы европейской интеграции для Украины — это всего лишь сладкая приманка. А заключение Юлии Тимошенко используется как идеальный повод для отказа в приеме в ЕС.
И помогают сидеть Тимошенко ее адвокаты, которые специально затягивают европейские процедуры оправдания лидера Объединенной оппозиции.
Стоп-кран Евросоюза сорвали страны-друзья Тимошенко
«У Европы есть готовый аргумент, чтобы отречься от Украины. Повод — не допустили Тимошенко до выборов, — рассказывает News24UA лейципгский политолог Ян Ягиелло-Шонфельдер. — Я думаю, что внутри Евросоюза идет определенная борьба. Ради того, чтобы не допустить возобновления власти Москвы над Восточной Европой, страны, которые выступали партнерами и патронами Украины — Польша, Литва, Швеция, попытаются и других убедить в том, что нужно продолжать диалог, чтобы держать в европейской орбите Украину».
Но дальние и более влиятельные соседи Украины не настолько боятся Россию, и поэтому настроены более критично.
«Они, скорее всего, будут на стороне тех, кто говорит: ах, раз не выполняется решение Европейского суда, оправдавшего Луценко, да еще самую главную оппозиционерку не пустили на выборы – значит, закрываем перед Украиной дверь! Именно эти страны — Германия, Франция, Италия — были самыми большими друзьями Тимошенко, и они имеют наибольший геополитический вес в ЕС», — отмечает позицию своих земляков немецкий эксперт.
Но без помощи самих украинцев немцы никогда бы не сорвали такой удобный для себя стоп-кран.
Вместо Евросуда, Власенко запроторил Тимошенко в больницу
Если бы не «защитник» Сергей Власенко, Юлия Тимошенко могла бы сейчас, вместо тюремной или больничной койки, примерять под себя удобное кресло парламентария.
Ягиелло-Шонфельдер уверен, что именно из-за позиции защиты, Тимошенко даже теоретически не могла попасть в парламент. Если бы адвокаты не затянули процесс до конца лета, она имела бы шансы выиграть суд в Страсбурге и принимать участие в выборах. В итоге, лидер Объединенной оппозиции до сих пор изолирована от активного участия в политике.
«Власенко и компания этому еще и способствовали, убедив Тимошенко лечь в харьковскую клинику. Получение приговора по кассации так затянулось, что даже если в оптимально короткий срок соберется коллегия Европейского суда и оправдает Тимошенко, уже будет поздно. Вот если бы приговор был получен 4-5 месяцев тому назад, тогда перед Яценюком, людьми Фирташа иАхметова возникла бы реальная угроза возвращения Тимошенко», — считает эксперт.
Причем команда Власенко подыграла дважды. Первый раз, когда подавала иск летом 2011 года — накануне июля-августа, традиционного периода отпусков и перерыва в работе Европейского суда. В результате — задержка на целый квартал. Второй раз то же самое Власенко и Ко проделали в этом году. Но, кроме того, что дождались отпусков, еще и дотянули до самых парламентских выборов.
«Любопытно, что кассационный суд несколько раз отказал в рассмотрении иска без присутствия Тимошенко. Почему Власенко не додумался сразу провести суд в режиме видео-конференции? — удивляется Ягиелло-Шонфельдер. — А потом все было бы очень быстро сделано в Страсбурге. Быстро именно после истечения срока регистрации. Очевидно, там есть связь…»
Тимошенко проигрывает и на довыборах
Как-то возле здания Апелляционного суда г. Киева Сергей Власенко заявил корреспондентуNews24UA: «Я точно знаю, что Тимошенко будет депутатом в следующей Верховной Раде! Как? Этого пока рассказать не могу».
Загадка знаменитого адвоката не так уж и сложна.
«Оппозиционеры и после выборов могут договориться, что какой-нибудь «партийный солдат» от «Батькивщины» откажется от своего красивого мандата мажоритарщика, — рассматривает такой вариант прохода Юлии Владимировны в Раду политолог Ягиелло-Шонфельдер. — Но не ясно, сколько вообще там будет мажоритарщиков. Там все будет решаться деньгами. И все же интрига присутствовала бы, если был бы оправдательный приговор в Европейском суде. После обжалования Тимошенко идет на довыборы и… проигрывает».
Потенциальный проигрыш даже такого супер-кандидата от оппозиции как Тимошенко, вполне вероятен. Причины кроются в чрезвычайной скудости предвыборных идей Объединенной оппозиции.
«Сейчас они пишут: «Мы объединились ради «Батькивщины», — это самые глупые биг-борды. А ведь люди просто не знают: ради чего им голосовать?» — отмечает эксперт из Лейпцига, который работал в Украине и не понаслышке знает настроения ее народа.
Новые оппозиционеры: конкурс на самую эротичную «тушку»
«Оппозиционеры должны четко предлагать, какой дорогой идти Украине. Ибо понятно каждому, что борьбу деньгами, подкупом избирателей выиграть у «регионалов» невозможно, потому что там совершенно другие ресурсы. Оппозиционеры могли подкупить избирателей лишь ментально — идеями, стратегиями и умением, — считает Ягиелло-Шонфельдер. — Это был реальный шанс противостоять таким, как Чечетов, но они его упустили и сейчас предлагают такую же кашу, как раньше, а может, еще хуже».
Выглядеть креативно, по мнению эксперта, могут только оппозиционные парламентарии-перебежчики.
«Когда в списках есть такие люди, как Татьяна Донец… Ну, по крайней мере, это будут красивые «тушки». В следующем парламенте можно будет устроить конкурс на наиболее эротичные «тушки». Тогда шансы выиграть действительно будут», — шутит немецкий политолог.
Европа признает замену «одного поющего сала другим поющим салом»
Увы, старушку Европу уже невозможно удивить отечественными политтехнологиями. В Берлине и Париже прекрасно видят, что происходит на мажоритарных округах. Например, там, где выдвигается экс-спикер Верховной Рады Александр Мороз, были еще четыре «Мороза». А в Фастовском и Макаровском районах Киевской области, где баллотируется Михаил Поплавский, ректор Университета культуры, есть второй Поплавский.
«Оппозиция клонировала Поплавского — второе поющее сало? Одно поющее сало против другого поющего сала, — Ягиелло-Шонфельдер считает, что, даже несмотря на такой политический юмор, Европа готова признать выборы. — Они выдают очень интересные заявления о том, что надеются на справедливость украинских выборов как индикатор готовности быть достойным партнером в Европейском содружестве».
И что характерно: уже звучат заявления о признании выборов в Украине даже без Тимошенко. Да, она была «лучшим другом» Евросоюза по газовым переговорам. Сейчас же она — отыгранная карта. Будет ли Европа искать себе следующего партнера в переговорах с Россией? Того же Арсения Яценюка, который связан с энергетическим олигархом Дмитрием Фирташем?
Ведь необходимо иметь свое лобби в «Газпроме», с которым нужно говорить постоянно и вживую. Кто-то же это должен делать из Украины в европейских интересах? Вспомним, что у Тимошенкобыли ЕЭСУ — целая компания, которая этим занималась. Да, другой такой, как Тимошенко, нет…
«Это будут Арсений Яценюк и Виталий Кличко. Если они объединятся, то окажутся на первом месте. Кличко на своем имени наберет от 10 до 15%, а вместе с Объединенной оппозицией будет 35-40%», — оценивает новые ставки Евросоюза Ягиелло-Шонфельдер.
Эксперт из Лейпцига при этом отмечает, что реакция высших европейских лиц на окончательное осуждение Тимошенко также довольно сдержанная. То есть она вообще уже не интересна для Европы? Как бы не так…
Держать двери открытыми, но не впускать
«Такие страны как Франция с новым президентом-социалистом Франсуа Олландом, Германия и Италия считают, что Украина — потенциально слишком большая часть Европы, — рассказывает немецкий аналитик. — Кроме того, есть страны, особенно в Южной Европе, те же Италия с премьером Марио Монти, Испания, Греция, у которых и своих проблем хватает. А тут сами украинцы предлагают им аргумент для отказа от дальнейшего сотрудничества. Причем — для решительного отказа».
А вот Польша, Литва и Швеция не будут выступать за продолжение диалога и за то, чтобы «держать двери открытыми».
«Пусть проведут эти выборы и без решения Европейского суда, и без Луценко и даже без Тимошенко — лишь бы прозрачно. И чтобы это продемонстрировать, «регионалы» будут стараться, а после — добиваться безвизового режима и зоны свободной торговли. Другую же часть соглашения, где необходима ратификация во всех парламентах стран ЕС, можно спокойно отложить — до тех пор, пока не прекратятся нарекания на ограничение свобод в Украине. И когда с нашей стороны не будет признано, что нет политического преследования и избирательного правосудия», — резюмируетЯгиелло-Шонфельдер.
Принять Украину в Евросоюз — это «бон-бон» или «шманкерль»
«Польша, Литва, Швеция будут постоянно предлагать, как у нас говорят, «бон-бон», — рассказываетNews24UA немецкий эксперт-аналитик. — Слово «бон-бон» — французского происхождения. «Бон» на французском означает «хороший», «добрый». Тогда «бон-бон» — это «добрый-добрый» или «вкусный-вкусный». Это такие сладости, которые чаще всего показывают детям, чтобы как-то мотивировать. На венском диалекте, это «шманкерль» — маленькая такая штучка, чтобы мотивировать Украину».
По словам политолога из Лейпцига, задается следующая форма сотрудничества с Украиной: мы вам даем «бон-бон», ждем и… увеличим объем таких «бон-бонов», если будет соответствующая реакция. Потому что мы очень боимся, что Украина окончательно, на века, окажется под полным контролем Москвы.
Конкретно «бон-боном» может быть зона свободной торговли, потому что для нее достаточно только подписи Еврокомиссии. Эта потенциальная первая часть большого соглашения с ЕС не подлежит ратификации во всех парламентах стран ЕС. Не нужно будет никого уговаривать и торговаться. Очевидно, что европейский политический «бон-бон» — это не только сладкое, но и острое.
«Это не только мотивация для Киева, но и знак Москве, что Украина все-таки «наша», европейская страна, — с надеждой говорит Ягиелло-Шонфельдер. – Но, в принципе, это всего-навсего «бон-бон», поскольку выгодно, что Украина сейчас практически ничего не производит».
Какое производство — такая и евроинтеграция
В Евросоюзе уверены, что, например, украинская химическая промышленность высокозатратна по энергоресурсам и не конкурентоспособна против европейских продуктов.
По словам немецкого политолога, Украина, как крупный импортер европейских продуктов, выгодна для европейской экономики. Но для Украины это и хороший повод для перезагрузки экономики. Очень важно, чтобы в долгосрочной перспективе страна вырвалась из этой пропасти, потому что без современного производства интеграция в Европу невозможна.
«Какое производство — такая и интеграция, — отмечает Ягиелло-Шонфельдер. — Сейчас украинские продукты можно продать разве что на рынке СНГ. Значит, такие же правила, как в бизнесе, будут и в политике. Сейчас в Европе идет противостояние не Восток против Запада, а Север против Юга. На Севере — более солидные страны. А страны, которые многие годы жили за пределами своих возможностей, это как раз южные. И на Юге идет серьезная борьба за дотации из бюджета».
Если добавится еще и потенциальный претендент Украина, то Испания, Италия и даже Франция, получающие огромные дотации по сельскому хозяйству, столкнутся с мощным конкурентом. Потому эти страны не имеют особых причин быть в восторге от перспектив присоединения Украины к Европейскому Союзу.
«А Тимошенко — идеальная причина «отморозиться», — резюмирует немецкий эксперт. — Причем ссылаться будут на «нарушения стандартов демократии», то есть копенгагенские критерии, которые являются базовыми для вступления в ЕС». В их числе: четкое размежевание всех сфер власти, демократичность, свободное обращение капитала и рабочих и, наконец, внутренняя стабильность. Кстати, случайно ли, это является основным предвыборным лозунгом Партии регионов? А Тимошенко можно приклеить к критерию о «демократичности» и «демократическом конституционном строе», поскольку ее посадили по «надуманным причинам и не допустили лидера оппозиции к выборам».
Для Европы это очень просто!
Источник: news24ua.com