С представителем власти, народным депутатом Украины (фракция «Батькивщина») Николаем Катеринчуком корреспондент The Kiev Times поговорил на тему, как власть собирается реагировать на события в Донбассе и на объявленные местные референдумы.
— После покушения на жизнь мэра Харькова Геннадия Кернеса, есть вероятность того, что неспокойная обстановка в Донбассе перебросится на Слобожанщину?
— Нельзя недооценивать личность Кернеса. Можно относиться к нему как угодно, но он контролировал Харьков и занял позицию, противоположную сепаратистам.
Геннадий Адольфович знаковая фигура для Харькова. Понятно, что неприятная ситуация с ним ослабила позиции тех, кто против сценариев, которые разворачивает Путин. Поэтому над этим нужно думать.
— То есть угроза, что неспокойные волнения могут переброситься на Харьковщину, существует?
— Волнения не перебросятся, но целенаправленная работа ведется. У меня есть перехваченная информация об указаниях в Луганск местным сепаратистам, которые действуют совместно с российскими спецслужбами. Поставлена задача захватить как можно больше государственных зданий, провести референдумы 11 мая, и объявить Малороссию. Потом пригласить войска Российской Федерации, которые будут входить, понятно, под видом местной самообороны. Попытки будут в Харькове, Донецке, Луганске, Херсоне, Николаеве и Одессе.
Есть четкая стратегия, она подтверждена разведывательными данными американских спецслужб, о том, что российские войска войдут после референдума 11 мая.
— Как власть собирается реагировать на эти события?
— Я не знаю, как власть собирается, поскольку еще 15 апреля я зарегистрировал законопроект о Народном ополчении «Резервистская армия Украины». Зная об этих планах, уже сегодня нужно вооружать людей. Как это было во время войны, вывозить оружие на улицы, собирать людей, чтобы у них был паспорт, справка о том, что ты не психически больной, отсутствие судимости — и выдавать оружие.
Кто быстрее вооружит: мы — народ, или они — группы сепаратистов, тот и выиграет эту войну. Ведь Путин остановится там, где мы его остановим. Пока что адекватных действий я не вижу. Говорят, что у нас нет армии, нет милиции. Но ведь у нас же есть люди. Им нужно доверять, опираться на них. Ведь если не будет поддержки простых людей, то вообще ничего не будет. Поэтому я считаю, что это безальтернативный путь, учитывая, что начались уже политические убийства, которые, понятное дело, что направлены на срыв президентских выборов. И дело Кернеса — это только первая ласточка. «Привет от Путина» называется. Только вот такой «привет» может дойти ко многим.
— Выдача оружия не приведет к хаосу и анархии?
— Хорошо, давайте мы не выдадим оружие и будем сидеть и ждать, когда российские войска вместе с сепаратистами захватят всю Украину. Вы думаете, что люди спокойно на все это будут смотреть! Да он сметут эту власть за то, что она их не защищает и сами возьмут в руки оружие. Не лучше ли это сделать цивилизованным путем, на законных основаниях? Под контролем Министерства обороны, и направить их, усиливая оборонные возможности, чем ничего не делать и ждать, как Бог даст. Во-первых, люди вооружатся, а во-вторых, они никуда не собираются бежать. Если кто-то думает улететь из страны, то простые люди остаются здесь и будут принимать такие решения. И власть, которая их не защищает, не дает им возможность самим защититься, будет сметена.
Есть законопроект № 4705 (о Народном ополчении «Резервистская армия Украины». — Авт.), я об этом говорю уже три месяца!
— С вашими соратниками нет единства во взглядах на эту проблему?
— У нас есть и СНБО Украины, и Верховный главнокомандующий, но… Совет коалиции не собирается… То, что я могу сделать, я об этом говорю на эфирах, чтобы меня услышали, пишу письма на фракцию. Но пока что моего законопроекта нет в повестке дня. Как говорят, «петух не клюнул». Главное, чтобы не было поздно.
Мы же видим, как разворачиваются события. Нужно реагировать. Но как? Не реагировать невозможно. У меня есть такой сценарий. Если есть какой-то лучше — предложите.
— Есть ли вероятность того, что выборы не состоятся?
— Путин будет делать все, чтобы их сорвать. Все делать для этого. Или мы рискуем и идем на выборы, понимая, что нам нужен президент, как институт власти, или нам нужно защищать страну. Выбор, прежде всего, должны сделать те, кто есть кандидатами в президенты. Турчинов должен бы был собрать всех кандидатов в президенты и объяснить им позицию, что они должны тоже взять на себя ответственность. Не только он. Кандидаты же баллотируются, они же хотят получить власть. Турчинов — временный, до президентских выборов. Но должна быть какая-то позиция — либо так, либо иначе.
Нам выборы нужны. Но есть ли силы их провести?