Чт. Мар 28th, 2024

Как в мире приняли Порошенко: Запад оказал доверие, но все опять зависит от Украины Во Франции Порошенко устроили беспрецедентную встречу, но к принятию в свой состав Украины Евросоюз не готов

Свой политический путь на мировой арене пятый президент Украины Петр Порошенко начал еще до официального вступления на пост. За два дня до инаугурации избранный глава украинского государства стал гостем торжественных церемоний в честь 70-летия высадки войск стран-союзниц Антигитлеровской Коалиции в Нормандии, а еще раньше встретился с президентом США Бараком Обамой – в Варшаве, и успел поужинать с канцлером Германии Ангелой Меркель – в Берлине, пишет Сегодня.

Ситуация поистине беспрецедентная для украинской дипломатии – ни один из отечественных гарантов Конституции, даже однозначно поддерживаемый Западом Виктор Ющенко, не удостаивались такой чести. Польская газета Rzeczpospolita даже весьма емко окрестила происходящее «дипломатической инаугураций» Порошенко — куда уж красноречивей.

«В Нормандии, кстати, организаторам пришлось фактически пойти на нарушение протокола: во время торжеств аккурат после хозяина — президента Франции Олланда на нормандский пляж приехал именно Порошенко, что не соответствует ни алфавиту стран-участниц, ни формальному политическому влиянию персон. Зато — однозначный жест в пользу Украины», — рассказывает собеседник «Сегодня», близкий к дипломатическим кругам.

По словам Обамы, которые приводит Assoсiated Press по итогам встречи с Порошенко, американский лидер «глубоко потрясен видением ситуации господина Порошенко, в частности из-за его большого опыта в бизнесе». Обама заверил, что страны «Большой Семерки» и в дальнейшем будут оказывать всяческую помощь новой украинской власти, причем как политическую и экономическую, так и военную: по данным того же АР, Штаты пообещали Украине помощи на пять миллионов долларов в виде технического оснащения, которые весьма могут пригодиться в противостоянии с боевиками-сепаратистами в восточных регионах, в том числе — бронежилеты и приборы ночного видения.

Вторая ключевая встреча нового украинского лидера — берлинское «рандеву» с Ангелой Меркель. Именно позиция Германии является ключевой в вопросе подписания второй — экономической части Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, равно как и в вопросе введения безвизового режима с Европой. Перед началом встречи Меркель также фактически повторила слова Обамы о «мудром выборе» Украины и заверила ее нового президента в полной поддержке ЕС в целом и Германии, в частности.

«Тот факт, что он еще до инаугурации принял участие в таких ключевых встречах, которые были в Польше, и встреча с Меркель, и потом встреча в Нормандии — это, конечно, беспрецедентно, причем, даже для истории мировой дипломатии. В случае с тем же Ющенко была эйфория от «Оранжевой революции», и Ющенко ездил получать награды, а не реальные проблемы решал», — говорит политолог Владимир Фесенко.

Впрочем, по мнению эксперта, для такой реакции есть два объяснения: во-первых, знание и доверие к Порошенко как к одному из украинских лидеров, во-вторых — беспрецедентность самого украинского кризиса, который необходимо решать не дожидаясь каких-то официальных ритуалов.

Запад дружить не торопится?

Однако, несмотря на позитивную реакцию на первые дипломатические визиты Петра Порошенко, реакция официальный спикеров ЕС на его инаугурационную речь — однозначно ориентированную на аудиторию ЕС, на первый взгляд, оставила довольно холодное впечатление.

Во время своей инаугурации новый президент Украины Петр Порошенко «выступил с очень проевропейской речью», хотя Европейский Союз еще не готов к принятию в свой состав Украины, заявил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, слова которого приводит французский телеканал i-Télé. Страны Евросоюза не разделяют тезис Порошенко о том, что соглашение об ассоциации с ЕС станет первым шагом к полноценному членству, добавил Фабиус.

Примерно сходную реакцию высказал и глава МИД Германии Франк Вальтер Штаймайер.

«Было бы наивно ожидать, что Порошенко озвучил курс на европейскую интеграцию, и это оказался моментальный сигнал Западу. Это он себе поставил такую сверхзадачу, не ЕС, он поставил ее украинцам. Понятно, что Европа к интеграции Украины сейчас не готова, и это даже не задача ближайшего года», — добавляет Фесенко. Ключевой вопрос, по его словам, в том, чтобы именно Украина начала проводить необходимые для дальнейшей евроинтеграции реформы.

Иными словами, все вновь зависит только от украинцев.

Фактор Зурабова

Во время участия Петра Порошенко в торжественных мероприятиях в честь 70-летия высадки союзников произошло еще одно ключевое событие для украинской внешней политики – его первая, в новом качестве, встреча с Владимиром Путиным. Сам визит российского лидера на французское побережье стал поводом для многочисленных разговоров, и, более того, для шуток – о том, что президенту Франции из-за нежелания Путина и Обамы общаться за одним столом пришлось ужинать дважды, и в тот вечер он точно не остался голодным, не пошутил только ленивый из западных журналистов.

По данным агентства Reuters, общение Петра Порошенко и Владимира Путина, организованное при посредничестве канцлера Меркель, продлилось не более 15 минут. В финале встречи двое лидеров государств пожали друг другу руки.

Как уточняет все тот же Reuters со ссылкой на пресс-службу Франсуа Олланда, «Порошенко обсудил с Путиным экономические последствия кризиса в Украине, и в ближайшее время они могут перейти к обсуждению деталей мирного урегулирования ситуации в Украине». Более никаких подробностей, кроме этого донельзя протокольного отчета, в прессу так и не просочилось.

Собственно, больше всего подробностей о нем сообщил сам Порошенко в своей инаугурационной речи, заметив, что четко дал понять в Нормандии президенту Путину, что «Крым был, есть и будет украинским». Что на самом деле ответил российский гарант – едва ли станет известно, по крайней мере – в ближайшее время.

Самый принципиальный момент для российско-украинских отношений на данном этапе – возращение на должность посла Михаила Зурабова, — рассказали «Сегодня» сразу несколько источников, близких к дипломатическим кругам. В отличие от Виктора Януковича, Порошенко и Зурабова связывают довольно теплые отношения, начавшиеся еще задолго до революционных событий в Украине, а значит, какие-то вопросы они смогут обговаривать тет-а-тет, без привлечения посредников.

Впрочем, как уточняет все тот же Владимир Фесенко, речь не идет о каких-то принципиальных решениях: «Необходимо признать, что дипломатические отношения России и Украины фактически разрушены», — говорит он. Весьма осторожно это признают и в России: если о каком-то диалоге и может идти речь, то точка, с которой он начнется, едва ли будет найдена до урегулирования ситуации на Донбассе, где воют российские наемники, «относительное влияние» на которых в беседе с французскими политиками признал лично Путин.

А следовательно Петр Порошенко и Михаил Зурабов смогут скорее говорить, но не договариваться: для договоренностей переговоры придется вести уже на уровне если не лично российского президента, то хотя бы его ближайшего окружения.

И вероятнее всего, не без привлечения европейских партнеров. Тех самых, что пообещали Украине всестороннюю поддержку.

от UKRNEWS24

0 0 votes
Рейтинг статьи
Notify of
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x