Как зарплата инспекторов влияет на поборы на дорогах. пишет Сегодня
О том, что борьба с коррупцией в ГАИ без целого комплекса мер (включающих не только повышение зарплаты) невозможна, свидетельствует опыт соседних с нами стран.
ЕВРОСОЮЗ. Еще 10 лет назад о жадности и наглости польской и словацкой дорожных полиций среди украинских дальнобойщиков ходили легенды — редко когда общение с инспектором не заканчивалось потерей $20—30. Зарплата на тот момент у них составляла порядка $400. Но уже после присоединения этих стран к ЕС в 2004 году полицейских начали массово сажать за получение взяток, при этом их зарплата начала плавно расти — появился стимул работать честно. На сегодняшний день она составляет 700—1000 евро (для рядового инспектора) и договориться с полицейским на дороге практически нереально — известны лишь отдельные случаи (в основном в приграничных районах). При этом для контроля соблюдения правил дорожного движения применяют автоматизированные системы фотофиксации, а на дорогу с «феном» (сленговое название радара) полицейского ставят обычно в виде наказания.
СТРАНЫ ЭКС-СОЮЗА. В России два года назад провели реформу милиции (теперь уже полиции), в рамках которой сотрудникам органов правопорядка повысили зарплаты. Однако спустя год после реформы министр МВД РФ Владимир Колокольцев заявил, что полученные результаты «не оправдали в полной мере ожидания граждан». В части работы ГИБДД опрошенные нами российские водители говорят, что полиция от милиции на дороге отличается лишь тем, что взятки выросли в два раза (правда, тут дело не только в реформе МВД, но и в повышении размера официальных штрафов. — Ред.). Аналогично не дали результатов повышение зарплат в милиции/полиции других стран СНГ — заплатить мзду и уехать без протокола можно практически в любой стране экс-Союза. Исключение составляют лишь Грузия и Беларусь, об опыте которых стоит рассказать более подробно.
* Данные в долларах
Грузия и Беларусь: почти победили
Наших соседей по Черному морю часто ставят в пример как страну, где реформы реально, а не на бумаге, позволили победить дорожную коррупцию. Напомним, что Михаил Саакашвили начал с того, что из МВД уволили 75 000 из 85 000 человек, а ГАИ распустили полностью. При приеме на работу новых сотрудников принципиально не рассматривали кандидатуры тех, кто раньше работал в правоохранительных органах, зато важными стали результаты прохождения психологических тестов, которые позволили отсеять кандидатов с преступными наклонностями. Зарплату повысили — патрульный получает $600—1000 в месяц.
Но опыт Грузии для нас явно не подходит. Сейчас полицейские там боятся жалоб от населения и на многие нарушения просто закрывают глаза. Кроме того, в первые годы, пока новые сотрудники получали опыт, правила на дорогах соблюдали лишь немногие водители. Но на статистике аварийности это не сказалось — плотность машин на дорогах в этой маленькой стране не такая большая, как в Украине. Аналогичный «эксперимент» у нас, когда в 2005-м году президент Ющенко «запретил» ГАИ, привел к всплеску кровавых аварий.
БЕЛАРУСЬ. Руководство этой страны пошло другим путем — в автомобилях ГАИ появились устройства звуко- и видеозаписи. По словам главы Управления собственной безопасности МВД РБ Владимира Кротова, «инспектор находится под контролем и открыто взять взятку крайне сложно». Кроме того, долгое время контролеры под видом обычных водителей специально нарушали ПДД перед инспекторами ГАИ, а потом предлагали взятки. И если инспектор соглашался, его задерживали, а затем увольняли. Полностью от коррупции это не избавило, но масштабы уменьшились в разы.