В ноябре показатели «Укргаздобычи» по добыче нефти с газоконденсатом упали более чем на 16%, а добыча газа впервые показала снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При таком развитии событий и при таком отношении менеджмента показатели крупнейшего газодобытчика будут только ухудшаться. Усугубляет процесс разрушения изнутри потеря главной ценности — кадрового потенциала.
Как пишет в своей статье в ZN.UA эксперт Сергей Куюн, новейшая история «Укргаздобычи» (как и большинства госпредприятий в Украине) началась в 2010 г.
Тогда гендиректором компании был назначен 36-летний Юрий Борисов, до этого работавший главой нефтехимического холдинга Дмитрия Фирташа Ostсhem. Чуть позже его заместителем стал Алексей Тамразов, ранее отметившийся в «нефтяных» проектах как Юрия Бойко, так и того же Дмитрия Фирташа.
Подходы и приоритеты «молодой» команды насторожили сразу. Главный инженер компании, который обычно был первым замом «генерального», перестал быть даже заместителем. Такой же «привилегии» лишился и зам по бурению — базовому направлению в добывающей компании! Уже в 2011-м были ликвидированы газопромышленные управления «Харьковгаздобыча» и «Львовгаздобыча».
«На стратегическом предприятии необходимо мыслить на годы вперед, они же (менеджмент компании) «заточены» на получение мгновенного результата, принося в жертву перспективу мощнейшей компании», — говорит бывший сотрудник «Укргаздобычи», число которых в этом году растет день ото дня.
Кадровая революция длилась все три года, а своего апогея достигла в 2013-м. Так, упомянутая должность главного инженера была сокращена вовсе, как и должность главного геолога, зама по капитальному строительству и т.д. Об этом говорится в письме трудового коллектива компании в адрес президента Украины. «В то же время введены должности заместителей по безопасности, юридическим вопросам, социальным вопросам», — отмечается в послании. По уточненной информации, за последние полгода из компании уволились руководители трех ключевых направлений: Виктор Борисенко (начальник управления переработки углеводородов), Ярослав Яремийчук (главный инженер), Ярослав Сынишин (начальник департамента добычи). Как следует из письма В.Януковичу, в ближайшее время планируется провести очередное значительное сокращение работников филиалов компании и центрального аппарата. В частности, соответствующие приказы направлены в буровое управление «Укрбургаз» — единственное госпредприятие, ведущее бурение скважин и разведку новых месторождений, в котором занято десять тысяч человек.
Где грань краха «Укргаздобычи», пока неизвестно. Но уверенное ее движение в этом направлении не вызывает сомнений. По данным Минэнергоугольпрома, за девять месяцев 2013-го работы по бурению по сравнению с прошлым годом сократились на 11%, разведочное бурение — на 24, темпы строительства новых скважин — на 16%.
Бурение — основной показатель деятельности добывающей компании, начал «минусовать» в 2010 г., а в 2013-м буквально рухнул. Что касается добычи, то по газоконденсату она упала за последние пять лет на 13,5%. Лучше обстоят дела с добычей природного газа — ее удалось стабилизировать на отметке 15 млрд куб.м . Однако первый тревожный звонок уже прозвенел: в минувшем ноябре добыча газа впервые сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. «Это только начало, дальше будет только падение», — уверен бывший сотрудник «Укргаздобычи», знакомый с состоянием дел на месторождениях.
Надвигающаяся стагнация закономерна, поскольку в «добычной» отрасли отсутствие инвестиций в наращивание ресурсной базы предопределяет этап спада производства из-за истощаемости месторождений. Судя по ноябрьской статистике, сформированный ранее запас прочности «Укргаздобычи» подходит к концу. Чтобы переломить ситуацию, необходимы вложения. И тогда года через три пойдет отдача. Но в нашей ситуации движение средств происходит, судя по всему, в обратном направлении.
Как видно, ресурсы в «Укргаздобыче» есть, иначе не было бы там «молодой команды». Несмотря на все негативные факторы, включая неоправданную тарифную политику, проводимую государством в газовой сфере, компания является прибыльной — высокие цены на энергоресурсы делают свое дело. Поэтому у компании есть возможности для развития ресурсной и производственной базы, но, видимо, нет такой задачи у нынешних рулевых «Укргаздобычи». Вместо движения вперед есть движение вниз: постепенная утрата лицензий на месторождения, снижение добычи, бурения, загруженный менее чем наполовину и лишенный модернизации Шебелинский ГПЗ, разгон и бегство профессиональных кадров со стажем в несколько десятилетий. А в этой отрасли это страшнее, чем где бы то ни было.