Продавец фруктов и сухофруктов рассказала Сегодня.ua о вкусовых предпочтениях киевлян, конфликтах с правоохранителями и особенностях работы на рынке
Центр Киева, полдень, одна из самых оживленных улиц города. Автомобили ежеминутно сигналят и не пропускают другие машины на светофорах, люди бегут и задевают друг друга локтями – в этом районе одни офисы, все куда-то спешат и опаздывают. Галина (ее фамилию она просила не называть, чтобы избежать проблем с инстанциями) старается сделать непростую жизнь киевлян проще и слаще – вот уже три года она здесь продает фрукты, сухофрукты и выпечку.
Предпочтения киевлян: летом – фрукты, зимой – сладкое
Женщина в теплом ватнике, капюшоне и жилетке бойко справляется с наплывом людей. Работы хватает сполна – к палатке буквально каждые несколько минут подходит очередной покупатель. Заметна удивительная особенность – люди, как правило, подходят волнами: то никого нет, то набегает сразу целая очередь.
«Да, это так, люди если подходят, то все сразу. А вообще сегодня пятница – она считается более свободным днем, покупателей всегда меньше. Но вот обед как раз считается часом пик – подходит больше всего людей», — улыбается она.
Женщина рассказывает, что вкусовые предпочтения жителей столицы меняются в зависимости от сезона. Летом покупают больше свежих фруктов, а с наступлением холодов людей тянет на сладкое и что-то более питательное. Осенью и зимой сухофрукты и печенье разлетаются как горячие пирожки.
«Что делаете, если покупателей нет совсем?» – интересуемся мы.
«Нет, покупателей? Тогда молитву читаю. Помогает, надо сказать, — отмечает Галина, периодически стуча рукой по алюминиевой стене палатки – на крышу постоянно садятся голуби, и это может отпугнуть клиентов. – Продукты закупаю на базе сама. Туда приходишь, составляешь договор и покупаешь. Стараюсь не покупать очень много – лучше еще раз съездить, нехорошо, когда товар испорченный. Сухофрукты и орехи не портятся, фрукты портятся меньше, но их все равно нужно побыстрее продать. Тогда я начинаю сбрасывать цену – дешевле и дешевле, пока не продам. А вот мучного ящик за день точно уходит».
К раскладке снова подходит покупатель, на этот раз – мужчина в пальто с последней моделью одного из смартфонов в руках. Он внимательно изучает товар, хмурится и, видимо, не знает, чего хочет.
«Чего бы вам хотелось?», — аккуратно спрашивает Галина.
«Не знаю… Чего-нибудь…сладенького…», — смущенно отвечает тот.
«Попробуйте козинаки, там семена лена, кунжут… Очень вкусно! Если вам это много, могу меньше дать. А вот еще есть рахат-лукум – сладкий, сочный. И берите еще сушеные киви – очень полезно для здоровья, повышает потенцию!».
Стеснительный киевлянин, который, судя по всему, просто хотел перекусить чем-то сладким, ушел на работу с полным пакетом лакомств, оставив у Галины 178 гривен. На счет ее таланта к торговле сомнений не осталось.
Милиция – основной противник, с санстанцией легче
Продавец должен не только сидеть в палатке и реализовывать свой товар. Он – менеджер, у него, фактически, – свой бизнес. А договориться, например, с милицией – здесь нужны просто чудеса дипломатии. И, конечно, связи.
«Можно со всеми общий язык найти, разные есть люди. Все хотят кушать, все хотят одеваться. Но милиция… Вот у меня конфликт есть с одним милиционером. Прицепился и все. Я знаю, что он берет (деньги – ред.) у других, но мне принципиально, я не хочу платить. Я ему говорю, что торговля – это моя жизнь, у меня вся семья зависит от торговли. Он говорит: «Ваши проблемы», — с грустью и долей раздражения рассказывает Галина. – Милиция не понимает, что человек так деньги зарабатывает. Им же просто приходит зарплата и все. Вот и нужен обязательно человек, который поможет решить вопросы с ними. Везде нужны связи».
Немало хлопот торговцам доставляет и санитарно-эпидемиологическая служба. Однако, несмотря на то, что санстанция всегда найдет, к чему придраться, приходит она нечасто и договориться с ней намного проще. По словам Галины, взятки, как правило, служба не берет, просто выписывает штраф, размер которого – символический.
«У меня все в порядке, все есть, санитарная книжка там… Но они же всегда найдут, к чему прицепиться. Претензию вызывает обычно рахат-лукум и цукаты – это же по сути домашнее, мы сами делаем. Их нужно как-то специально регистрировать… Но мне это неудобно, я всегда говорю: «Пишите штраф». Мне проще и удобней оплатить эти 140-150 гривен. Надо сказать, деньги они не берут, только штраф пишут. Даже хочешь угостить их чем-то – не хотят. Принципиальные», — смеется Галина, перемешивая орехи – товар более привлекательного вида должен лежать сверху.
Стоимость аренды места на рынке – 3 средние зарплаты киевлянина
Три года назад женщина продавала сухофрукты и орехи на Владимирском рынке, но, проработав там с 90-х годов, решила больше не связывать себя с точками организованной торговли. Причина проста – за почти 20 лет стоимость аренды взлетела настолько, что оплачивать ее – означало работать себе в убыток. Галина вспоминает, что на момент ее ухода месяц аренды павильона на рынке (того, который закрывается на ночь на ролеты) стоил от 6 до 15 тысяч гривен в зависимости от его площади.
«Поэтому я и ушла, не потянула просто такую сумму. За такую сумму на витрине нужно вообще выставлять и продавать какие-то наркотики, чтобы хоть как-то и себе заработать, и семью прокормить, и за аренду заплатить, — рассуждает Галина, параллельно взвешивая молодому парню в спортивном пуховике миндальные орехи. – А еще ведь и за лабораторию платить приходилось. Туда нужно было сдавать 2 кг орехов два раза в неделю и платить еще 50 гривен. При том, что раньше мы за это платили 2,70. Да дело даже не в деньгах, а в том, что нужно отдавать 2 кг орехов, а это же себе в убыток».
За аренду места для палатки в центре Киева женщина сейчас платит 7 тысяч гривен в месяц. Немало, учитывая еще и напряженные отношения с милиционерами, но все же вполовину меньше, чем на рынке. К тому же ежедневный заработок у Галины довольно неплохой.
«Бывает, конечно, и тысячи гривен не наберется, ведь день на день не похож. Но в день обычно можно заработать до 3 тысяч гривен», — делится женщина.
Работают даже в мороз, а обедают своим же товаром
Кроме часовой и недельной тенденции в продаже сладостей, существует еще и сезонная – зимой товар расходится в разы быстрее. Продавцы работают даже в зверский мороз, когда остальные киевляне предпочитают быстрые перебежки от дома в метро и на работу, а потом обратно по такому же маршруту. И, судя по внешнему виду Галины, на которой уже в +5 надето несколько теплых вещей и тяжелые зимние ботинки, спасаются торговцы именно с помощью одежды.
«Зимой стараемся провести в палатку электричество, включаем обогреватель и, конечно, всегда тепло одеваемся. Главное – чтобы ноги не замерзли. Если очень холодно, не выходим. В – 10 еще работаю, в – 15 уже нет – все-таки здоровье дороже», — говорит женщина и сразу же тянется завязать потуже капюшон, вспоминая надвигающиеся холода.
В качестве и безопасности продуктов можно быть уверенным – отойти поесть и оставить точку нельзя, продавцы обычно питаются своим же товаром. «Я тоже ем свои продукты. А что еще кушать? Нельзя ведь отойти на обед, палатку не оставишь», — объясняет Галина. Однако она не унывает. И не просто из-за того, что уже привыкла, а потому, что действительно любит то, чем она занимается. Свою работу нужно любить – только тогда дело будет успешным – в этом уверена женщина. «Некоторых жизнь заставляет пойти продавать, вот они и сидят, насупленные такие, злые. А я с удовольствием работаю и свою работу очень люблю», — улыбается Галина. Несмотря на привычку преувеличивать и немного лукавить – все-таки неотъемлемые качества для торговца – сейчас она говорит искренне. По крайней мере, нам так кажется.