Пт. Мар 29th, 2024

В Украине прекратятся дожди, но жара не вернетсяКак пишет ZN.UA погода интересует всех — и тех, кто планирует свой день согласно климату, и тех, кто привык заводить вежливые разговоры с незнакомцами на тему природных катаклизмов. Еще в 1969 году в рассказе «Начало» известный писатель Фазиль Искандер писал: «Единственная особенность москвичей, которая до сих пор осталась мной не разгаданной, — это их постоянный, таинственный интерес к погоде. Бывало, сидишь у знакомых за чаем, слушаешь уютные московские разговоры, тикают настенные часы, лопочет репродуктор, но его никто не слушает, хотя почему-тои не выключают. — Тише! — встряхивается вдруг кто-нибудь и подымает голову к репродуктору. — Погоду передают. Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить ее в неточности. В первое время, услышав это тревожное: «Тише!», я вздрагивал, думая, что начинается война или еще что-нибудь не менее катастрофическое. Потом я думал, что все ждут какой-тоособенной, неслыханной по своей приятности погоды. <…> Можно подумать, что миллионы москвичей с утра уходят на охоту или на полевые работы. Ведь у каждого на работе крыша над головой. <…> Тут есть какая-то тайна».

Украинцы привыкли не только к прихотям погоды, но и к их непрофессиональному толкованию на некоторых телеканалах, где прогнозы берут неизвестно откуда и без ссылки на источник. На этом фоне настоящим «золотым сечением» считаются прогнозы от Украинского гидрометцентра. Главный синоптик страны — руководитель этого учреждения Николай КУЛЬБИДА — всю жизнь занимается любимым делом. Профессионализм и сдержанность давно стали визиткой его выступлений в СМИ. Сегодня он — наш собеседник.

— Николай Иванович, вы часто появляетесь на телеэкранах. Чувствуется — вы опытный специалист. Это юношеское призвание привело вас в профессию?

— После школы я поступил в Киевский государственный, сейчас национальный, университет имени Т.Шевченко на географический факультет, кафедру метеорологии и климатологии, который закончил в 1977 году. С того времени и работаю — сначала в Украинском бюро погоды, а потом в Украинском гидрометцентре. С 1992 года его возглавляю. Работу никогда не менял, потому что остаюсь синоптиком.

С детства я любил географию. А погода людей интересует всегда. Мой дедушка очень интересовался погодными изменениями, стремился знать о них заранее, чтобы планировать свою работу. Жили мы тогда в селе Севериновка Таращанского района на Киевщине. Больше всего меня поразило когда дедушка сам смастерил мне лыжи. «Ты ложись спать, — сказал он, а утром выпадет снег, и пойдешь кататься». Наутро действительно выпал снег. Для меня это было чудом, которое запомнилось и сыграло свою роль в моей жизни.

Непостоянные гримасы климата

— Николай Иванович, лето такое горячее, что, кажется, зимы вообще не будет. Действительно ли, как многие говорят, у нас меняется климат?

— Климат — вообще категория непостоянная. Конечно, он меняется. Так было и тысячу, и сто лет назад, но скорость его изменений разная. С начала 80-хгодов прошлого столетия климатические изменения заметно активизировались. Их характерной особенностью является возрастание глобальной температуры на всем земном шаре — речь идет о средней годовой температуре воздуха.

Только за последних двадцать пять лет средняя температура в Украине возросла примерно на 1,5 градуса. Это говорит об очень быстрых процессах климатических изменений. Больше всего выражены они зимой, особенно в январе и феврале, средняя температура которых возросла на 2,3—2,5 градуса. Менее выражены — летом, когда в июле и августе температурный рост составляет 1,5—1,8 градуса. Это очень много. В переходные сезоны изменения не настолько явны. Однако существенно сокращается продолжительность весеннего периода. Лето наступает быстро. Это общий характер наших климатических изменений.

— А будет ли следующая зима такой же лютой, как в этом году?

— Здесь следует вести речь обо всех трех зимних месяцах. Декабрь этого года выдался чрезвычайно теплым, что случается очень редко. Теплой была и первая половина января. Лишь вторая его половина и больше всего первая половина февраля были у нас с низкими температурами, но и они не достигли рекордных значений. Вторая половина февраля была обозначена уже повышенным температурным режимом — так что в целом зима была даже теплее нормы. То есть о лютой зиме в этой ситуации речь не идет. То, что имеют место непродолжительные периоды довольно сильного похолодания, — это тоже одна из характеристик климатических изменений: увеличивается разница между наиболее низкими температурами зимой и самыми высокими летом. Так что мы должны быть готовы к тому, что такой характер зимнего периода будет наблюдаться и в дальнейшем: сохранится тенденция общего возрастания температуры, но абсолютно не исключены кратковременные периоды похолодания.

— Едва лишь отошла жара, начались дожди. Означает ли это, что лето фактически прошло?

— В период с 18 по 23 августа предполагается улучшение погоды, постепенно будет повышаться температура воздуха, прекратятся осадки. Но до предыдущих больших показателей температура повышаться не будет. Разве что на юге она будет достигать 30 градусов.

Погода «в разрезе»

— Чем, кроме прогнозов погоды, занимается Украинский  гидрометцентр?

— У нас очень много направлений деятельности: прогнозирование погоды, предупреждение об опасных погодных явлениях, изучение климата, оценка гидрологического режима рек и водохранилищ, прогнозирование изменений этого режима, предупреждение о паводках, высоком уровне весеннего водополья. Занимаемся также оценкой состояния и развития сельскохозяйственных культур. Поскольку в этой отрасли Украина является погодозависимой, мы уже более сорока лет занимаемся прогнозированием урожайности и валового сбора. Значительная часть нашей деятельности посвящена экологическому направлению — определению степени загрязненности атмосферы, вод, почв.

— Сколько в Украине метеостанций и как вы собираете данные с них?

— Всего в круглосуточном режиме работают 187 метеорологических станций, которые восемь раз в сутки передают регулярные данные — полный набор погодных параметров. Данные наблюдений за штормовыми явлениями (а именно: грозы, град, шквалы) передаются по мере их возникновения. Помогают в мониторинге и метеорологические радиолокационные наблюдения, которые дают представление о состоянии облачных систем над территорией Украины, а также спутниковая информация, которую мы получаем с европейского метеорологического спутника Meteosat и двух американских (украинские спутники не предназначены для метеорологических исследований). Таким образом, вполне достаточное информационное обеспечение наших специалистов позволяет осуществлять исчерпывающий мониторинг погодных условий. Помимо метеорологических станций, у нас есть еще 450 гидрологических постов на реках и водохранилищах. Кроме того, мы проводим мониторинг состояния наших морских акваторий на побережье Черного и Азовского морей. В крупных промышленных городах установлено 156 пунктов наблюдения за загрязнением воздуха. Весь комплекс информации обрабатывается в оперативном режиме: за полчаса без каких-либо проблем собираем информацию со всей Украины.

— А какие показатели снимаются со спутника?

— Спутник дает нам информацию об облаках, о состоянии облачных систем, а следовательно, мы можем определить высоту облака, его мощность, тип, а также потенциальную опасность. Особо ценно то, что спутник позволяет отслеживать эволюцию облака: кажджые пятнадцать минут оно меняется, а мы строим заключения, активизируется облако или, наоборот, его активность уменьшается. Таким образом мы оцениваем ситуацию с точки зрения опасности, которую могут нести очень мощные кучево-дождевые облака.

— Разгонять тучи действительно возможно?

— Считаю, что нет. Речь может идти о том, что есть определенные технологии, наработанные еще в советское время, для искусственного вызывания дождя. Есть специальные реагенты, которые рассеваются в тучах и провоцируют выпадение дождя на одних территориях, будто бы защищая от дождя другие. Но следует понимать, что любое вмешательство в природу нежелательно, потому что оно является дополнительной экологической нагрузкой, поскольку применяются химические реагенты. Масштабы такого вмешательства не должны быть значительными, ведь фронтальные тучи, занимающие большие территории, очень мощные, и бороться с ними невозможно.

— А «вырабатывать» искусственные облака реально?

— Возможно, если засеять реагенты на определенных высотах. Можно образовать легкие кучевые облака, но не больше. Это довольно дорогие технологии, главные реагенты — сухой лед и йодистое серебро. В нашей службе они не применяются.

— Как вы контактируете с зарубежными метеорологами?

— Метеорологическое братство, объединенное во Всемирную метеорологическую организацию — специализированное агентство ООН. Именно ВМО осуществляет координацию действий всех национальных метеорологических и гидрометеорологических служб. На уровне национальных служб особые контакты мы поддерживаем, конечно, с соседями — поляками, словаками, венграми, румынами, молдаванами, белорусами, россиянами. Да и с другими службами много контактов, потому что принимаем участие во многих мероприятиях, которые проводятся в разных странах. Получаем информацию от национальных метеорологических служб и, разумеется, регулярно передаем в международный обмен свою. Контакты у нас тесные, сотрудничество налажено.

Пятнадцать суток — оптимальный срок

— Верите ли вы в народные приметы?

— Нет. Прогнозирование погоды — это научно обоснованное и методически обеспеченное прогнозирование изменения состояния атмосферы и погодных условий на конкретной территории в течение конкретного времени. Народные приметы не имеют под собой научной базы, не имеют методик, то есть не известны закономерности, по которым они складывались. И еще один аспект: при условии стремительных климатических изменений народные приметы, даже если они когда-то исполнялись, сейчас не срабатывают. Ведь давние закономерности утрачены и, наверное, навсегда.

— Как вы относитесь к долгосрочным прогнозам?

— Мы говорим о методическом обеспечении самого процесса прогнозирования — то есть имеется в виду, что мы знаем определенные закономерности развития атмосферных процессов. Но атмосфера же — такая многофакторная система, что оценить изменение каждого фактора, особенно в комплексе, довольно сложно. Именно поэтому объективно для моделирования состояния атмосферы есть определенный предел, который определяется техническими, технологическими и научными возможностями. Этот предел сегодня составляет пятнадцать суток — за ним уже теряются какие-либо связи, и прогнозировать погоду невозможно. Но это когда речь идет о довольно подробных прогнозах на конкретных территориях и в конкретное время. Для долгосрочных прогнозов методы, которые применяются для прогнозирования погоды на короткий период, не годятся. Именно поэтому ученые идут другим путем, ищут какие-то аналоги, сравнения, зависимости, но все это очень неустойчивые закономерности, и долгосрочные прогнозы еще очень долго не будут точными. С одной стороны, мы как специалисты относимся к таким прогнозам критически, а с другой — потребность в них есть, и научные разработки в этом направлении должны вестись и в дальнейшем.

— Так что прогнозы, например, Владимира Лиса — это басня?

— Мы оценивали прогнозы Лиса и многих других — у нас много в Украине таких метеорологов и в Днепропетровске, и в Чернигове, и в Виннице, и на Волыни. Мы не увидели каких-то результатов, которые бы удостоверили, что их прогнозирование достойно внимания.

— А с какого времени в Украине вообще ведутся наблюдения за погодой?

— Регулярные наблюдения начались 175 лет назад на Луганщине. В 1881 году их начали и в Киеве. Есть много метеорологических станций с чрезвычайно большим периодом наблюдений — это все многолетние, даже столетние традиции.

Как сохранить объективность

— Украинский гидрометцентр определенным образом причастен к структуре Министерства по чрезвычайным ситуациям. Хорошо это или плохо?

— Мы принадлежим к сфере управления Министерства по чрезвычайным ситуациям после ликвидации в 2005 году Государственной гидрометеорологической службы как аппарата управления. А тем временем гидрометеорологическая деятельность в Украине — это целая отрасль со многими направлениями работы, и именно поэтому она должна быть представлена в органах центральной исполнительной власти своим аппаратом для управления этой службой. К сожалению, украинские члены правительства пошли другим путем, путем ликвидации. Считаю, время покажет, что это был ложный шаг. Мировая практика доказывает, что во всех странах национальные метеорологические службы являются самостоятельными, никому не подчиненными, ведь наши оценки и прогнозы должны быть независимыми.

— А какими курьезами, казусами сопровождается освещение темы погоды в СМИ?

— Казусы с прогнозами связаны прежде всего с освещением на многих каналах непонятной информации о погоде, которая неизвестно откуда берется. Например, Первый национальный канал, казалось, должен был бы пользоваться нашими услугами. А тем временем в период чрезвычайно жаркой погоды при максимальных температурах, достигавших 40—42 градусов, он сообщал о менее чем 30-градусной температуре, не ссылаясь на источник информации. Это нонсенс, за который кто-то должен отвечать, потому что это — дезинформация. Но и в других СМИ в Украине делается примерно то же самое. Мы пытаемся с этим бороться. Но ни бывший Госкомитет телевидения и радиовещания, ни нынешний Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания ничего в этом смысле сделать не захотели…

от UKRNEWS24

0 0 votes
Рейтинг статьи
Notify of
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x