Владимир Путин рекомендовал сепаратистам не проводить «референдум» 11 мая. И представители «Донецкой народной республики» уже пообещали прислушаться к этой рекомендации и решение об этом примут сегодня (если они принимают решения, а не за них), передает Главком.
Впрочем, вполне возможно, что «референдум» все-таки проведут. Это покажет всему миру, что Путин не контролирует сепаратистов, а его публичное выступление призвано уберечь его от новых санкций. Однако в подобную сказку поверят разве что самые наивные. Поэтому санкций не избежать. И в этой связи интересным являлся вчерашний визит президента Швейцарии в Москву (он же сейчас председатель ОБСЕ). Именно после него и состоялась «примирительная» пресс-конференция. При этом отмечу, что Владимир Путин заметно нервничал (хотя галстук и не жевал).
Что еще важнее, президент России высказал готовность признать итоги президентских выборов в Украине. Но стоит ли верить?
Реакция финансовых рынков на новости из Кремля была положительной. И в первую очередь подорожал собственно российский рынок акций и российский рубль. Подорожала также гривна на межбанке и украинские акции. Эта же новость сказалась позитивно на ходе торгов акциями в США и сегодня утром в Азии, а также способствовала падению цен на золото и облигации развитых стран.
Валютные резервы НБУ по итогам апреля сократились до $14,2 млрд. из-за погашения очередной порции внешнего госдолга (скорее всего перед МВФ). Однако по итогам мая резервы вырастут вследствие получения $3,2 млрд. кредита МВФ и начала поступления другой международной финансовой помощи. Однако на укрепление курса гривны это пока влияния не оказывает – сказываются опасения по эскалации напряженности на Юго-Востоке Украины в ходе празднования 9 мая и опасения по «референдуму» 11 мая. Сложным также остается вопрос долга НАК «Нафтогаз Украина» за российский газ. Российская сторона насчитала уже $3,5 млрд. этого долга. Однако, скорее всего, апрельские поставки он считали по цене почти $500 за тысячу кубометров газа, что не было согласовано с украинской стороной. Поэтому реальный долг НАКа меньше. Но не намного меньше. А значит, стабильное увеличение валютных резервов НБУ возможно только после президентских выборов и начала возврата денег физлиц в украинские банки.