«При Владимире Путине Кремль закручивает гайки в отношениях с государствами, которые расположены между Россией и Европой и когда-то входили в состав Советского Союза, но теперь склоняются к Западу», — пишет The Wall Street Journal. Борьба за сферы влияния напоминает о временах холодной войны.
Недавно Москва заблокировала импорт вина из Молдавии, после того как маленькое государство обозначило намерение сотрудничать с ЕС; ввела ограничения на ввоз шоколада и других товаров с Украины и ограничила закупку молочных продуктов из Литвы, говорится в статье.
Армения, планировавшая подписать договор с ЕС, резко перешла на другую сторону в прошлом месяце. «Соседняя с ней Грузия все еще стремится к союзу с ЕС, несмотря на присутствие российских войск с 2008 года в спорных регионах», — пишет издание.
Но главной целью в этой новой решительной схватке стала Украина, продолжают авторы статьи.
«Ключевой момент может наступить в ближайшие несколько дней: ЕС требует, чтобы Украина освободила из тюрьмы лидера оппозиции Юлию Тимошенко в обмен на более тесные связи, — требование, которому до сих пор сопротивлялся президент Виктор Янукович», — отмечают журналисты.
«Кремль не требует демократических перемен, а предупреждает, что сделка с ЕС будет для Украины «самоубийственной», — передает позицию Москвы по договору об ассоциации с Евросоюзом издание. Взамен он предлагает членство в возглавляемом Москвой Таможенном союзе, куда, на данный момент входят Россия, Белоруссия и Казахстан.
«Добиться присоединения Украины было бы большой удачей», — отмечают авторы. Ее экспорт в Россию в прошлом году составил 12,3 млрд евро, что чуть меньше экспорта в ЕС (12,9 млрд).
Янукович считался дружественно настроенным к России лидером, когда его избрали президентом в 2010 году. «Но, сначала подписав договор, продлевающий пребывание российского Черноморского флота на Украине, он уклонился от слияния газовых компаний и атомной энергетики двух стран», — напоминает издание.
«Перед европейскими лидерами встает дилемма. Многие страны у границ России имеют антидемократические тенденции, а также экономические и коррупционные проблемы, которые отпугивают ЕС от слишком сильного сближения. Но ЕС не хочет оттолкнуть их в российскую сферу влияния», — отмечают авторы.
Даже если ЕС и Украина подпишут соглашение в ноябре, его все равно должны ратифицировать все 28 членов ЕС, а также Европарламент и украинская Рада. Имея это в виду, ЕС и Украина планируют провести в жизнь часть соглашения на временной основе, даже до того, как оно будет ратифицировано, говорится в статье.
«Европейские дипломаты отмечают, что грядущие недели будут решающими», — пишет издание.
«В пределах досягаемости Украины находится договор об ассоциации, но она должна ускориться на финишной прямой, — заявил министр иностранных дел Польши Радек Сикорский. — Иногда шанс можно упустить, и он больше никогда не вернется».