Днепропетровский журналист Виктор Орел объявил голодовку в знак протеста против фальсификаций во время парламентских выборов. В интервью Gazeta.ua он рассказал, что основной целью его протеста является попытка обратить внимание и украинцев, и международного сообщества на то, что происходит в стране.
Расскажите, что подтолкнуло Вас к таким мерам? Какова цель голодовки, чего Вы хотите этим добиться?
— Решение было довольно спонтанным. 7 ноября в Днепропетровске проводилась акция против фальсификации выборов. Она была законной, но по указанию власти ее силой разогнали. Это стало последней каплей, после чего я решил начать голодовку. И уже с понедельника голодаю. Вопрос фальсификаций, в принципе, абсолютно уже не дискутивный — были они или нет. Они действительно были. Это все понимают, в частности, и на Днепропетровщине. Но в обществе царит страшная апатия и уныние. Поэтому я надеюсь, что своим поступком привлеку хотя бы внимание к тому, что происходит, и, возможно, некоторых людей это хотя бы заставит задуматься. Потому что мы живем не только ради собственных интересов, есть еще и значительно более важные вещи.
То есть цель только в том, чтобы люди задумались? Ожидаете ли на более конкретные действия со стороны и общества, и власти?
— Я не тешу себя иллюзиями, что люди массово откликнутся и будут что-то делать. Я достаточно осведомлен, по крайней мере в том, что происходит на Днепропетровщине. Но если эти люди чувствуют в себе любовь к Украине, а таких людей тоже много, то задумываются, что происходит и начнут объединяться. Цель в том, чтобы люди как-то проснулись от того сна, который незаметно уже скоро может превратиться в летаргический. Очень скоро можно уже будет проснуться в такой стране, которой сейчас является Россия или Беларусь, когда депутатов назначают, президент сам себя выбирает, голоса избирателей ничего не значат, а ОМОН в любой момент может сделать с любым человеком все, что он считает нужным, конечно, по указанию сверху. Очень хотелось бы, чтобы общество начинало просыпаться.
Собственно, своей акцией я обращаю внимание также и на голодание лидера оппозиции Юлии Тимошенко, которая уже 16-й день голодает. Недавно я общался с людьми, которые имеют к ней доступ и рассказывают, что у нее состояние действительно серьезное. Но на это общество тоже не обращает достаточно внимания. Это пример того, что если с человеком, получившем второй результат на президентских выборах, могут так обходиться, и до этого у общества не будет дела, то какое может быть дело до какого-то простого обычного человека, если что-то случается с ним. Получается, что с простым человеком вообще можно делать все что угодно. Соответственно, мы уже действительно живем в тоталитарной стране.
Так если на Тимошенко никто не реагирует, то кто будет реагировать, например, на Ваш протест?
— Как говорится, "сначала открытки — потом винтовки". Необходимо, чтобы сейчас хотя бы часть людей задумалась. Сейчас Юля голодает, теперь я поголодаю. Я понимаю, что это пока пассивная попытка сопротивления. Но, по крайней мере, в сознании хотя бы какой-то части людей могут произойти какие-то изменения, люди посмотрят на эту ситуацию под другим углом и поймут, что так дальше жить нельзя. Если мы все вместе будем бороться, то будем жить в богатой и свободной стране. Ведь свободная страна и богата — это понятия неразделимые, если она свободна, то она должна быть богатой. Поскольку в противном случае, как мы знаем, государство является олигархическим, тоталитарным, когда контроль над ресурсами или у государства, или у какой-то бизнес-элиты, а все остальные люди живут как нищие. Поэтому я надеюсь, что мы немножко начнем объединяться, просыпаться и где-то на 2015 год уже покончим с этой властью. Либо путем выборов, либо путем Майдана, либо каким-то другим — не дай Бог, силовым. И нас как раз к последнему пути и толкают.
Что делать с этими выборами — признавать, не признавать, переголосовывать?
— В первую очередь, европейское сообщество и США должны поддержать украинский народ и усилить давление на власть. Такие ситуации являются поводом обратить внимание на беззаконие, которое происходит ежедневно. Просто на примере этих горячих участков мы увидели, что когда власть чувствует, что ей чего-то не хватает, в данном случае голосов, она не считаться ни с собственными гражданами, ни с мнением сообщества. Поэтому Европа должна осознать это и усилить контроль. У них есть все механизмы влияния. Ведь денежки этой банды находятся за границей, и в случае, если эти счета будут заблокированы, либо наступит реальная этому угроза, я думаю, что они будут говорить совсем иначе — изменят тональность своих заявлений. Поэтому цель — заставить власть считаться с собственными гражданами и со своими международными обязательствами.
Сколько планируете голодать?
— Буду голодать, пока буду чувствовать в себе силу. Я с одной стороны считаю свой шаг абсолютно правильным, а с другой стороны, я также понимаю, что если потеряю здоровье, то не принесу потом много пользы своему государству и только наврежу себе. Поставил цель голодать минимум неделю, чтобы обратить внимание на все происходящее. А дальше уже как позволит здоровье. Поэтому акция носит более символический характер. Чтобы мы в своей жизни на какой-то день, два, неделю, 10 дней остановились и просто задумались над тем, что происходит вокруг, что мы живем на этой земле, мы ее хозяева, и мы вправе распоряжаться как своим голосом, так и совместно распоряжаться ресурсами этой страны. Мы имеем право на собственное достоинство, которую также топчут. Хотелось бы, чтобы люди задумались, что наша жизнь — это не только хлеб насущный, а нечто большее. Мы живем или ради высших ценностей, или немногим отличаемся от животных.
Как именно голодаете?
— Голодание уже идет третьи сутки и пока пью только воду. Первые три дня буду пить только ее. Потом, возможно, буду пить какой-то чай.
Есть ли у Вас соратники, или делаете это самостоятельно?
— Я, как журналист, собственными глазами видел на участках эти фальсификации. Приведу такой пример. Мы проводили экзит-полы, и я отвечал за Солонянский район. По результатам мониторинга, "Батькивщина" набрала 27%, "регионалы" — 14%, КПУ — 22, УДАР — 11%, "Свобода" — 5%. Все результаты потом сошлись, кроме "региональных" — они потом составили 26%. И увеличиваться их результат стал сразу после того, как пришли голоса голосовавших на дому и в колонии. Увидев все это, убедившись в том, что действительно эти фальсификации были, я и решил объявить голодовку.
Это было мое индивидуальное решение. Но уже сейчас мне звонят — просто молодые люди в Днепропетровске, которые хотят хотя бы символически присоединиться к протесту. В частности, одна журналистка, которая в прошлом году только закончила вуз, пообещала, что символически присоединится к голодовке на сутки. Еще один молодой историк тоже пообещал присоединиться. Возможно, будут и другие люди. По крайней мере, формально меня поддержала и партия "Батькивщина".
Обращались ли с официальными заявлениями в каких-то организаций, партий, международных организаций?
— Сейчас с юристом будем готовить обращение с призывом не признавать эти выборы. Мы прекрасно понимаем, что эта ВР будет, она будет работать до президентских выборов. Мы также понимаем, что где-то придется тому же евросообществу сотрудничать с нынешней властью. Но я все же верю, что ЕС усилит давление на власть и верхушку Партии регионов. Надеюсь, что объявят в изоляцию тех людей, благодаря которым у нас в стране появились политзаключенные, тех людей, которые фальсифицировали выборы, тех, которые отвечали за избиение людей на участках. Я надеюсь, что к тем людям будут довольно жесткие санкции, в том числе и к их индивидуальным счетам. Все возможно. Если мы все вместе будем требовать этого, тогда и сама Европа услышит наш голос. Она увидит, что в стране совсем не то делается, о чем уверяют власти.
Я лично не хочу жить в такой стране!
не живи, никто и не почешется
Хочу не хочу — приходится жить.
Мы проснемся в значительно худшей стране. Уровень производства, инфраструктура, культура и искусство в России, чтобы о ней не говорили, на порядок выше, чем в Украине. Хоть что-то у них шевелится ))
С добрым утром, Гондурас! )