Корреспондент Le Monde Бенуа Виткин побывал в станах противоборствующих сторон на востоке Украины и понял, что между ними больше общего, чем может показаться на первый взгляд, пишет glavnoe.ua.
30-летний уроженец Славянска, представившийся боевым именем Казбек, не сказал ни друзьям, ни родителям о том, что в следующий раз он, скорее всего, вернется в родной город с автоматом в руках. Станет ли он стрелять по товарищам-сепаратистам? «Посмотрим, какой будет приказ и кто выстрелит первым», — говорит Казбек.
Когда сепаратисты Славянска начали раздавать оружие населению, Казбек решил перейти в противоположный лагерь. «Дело не в национализме, — объясняет он. — Тут есть грузины, евреи… Сам я русский, но считаю себя украинским патриотом. Это жизненный выбор — понять, в какой стране ты хочешь жить».
В день, когда Славянск был захвачен сепаратистами, Семен Семенченко, 38 лет, опубликовал на своей странице в Facebook обращение к «патриотам Донбасса и Украины». Капитан 2-го ранга ВМС Украины в запасе призвал всех военно-обученных граждан вступать в его отряд и организовал тренировочную базу в заброшенном колхозе Днепропетровской области. Один за другим сюда стали стекаться люди вроде Казбека. В итоге под командованием Семенченко оказался «батальон территориальной обороны Донбасса» численностью около ста человек.
«Мы сделаем все возможное, чтобы избежать конфронтации с нашими бывшими соседями, — уверяет Семенченко. — Сейчас там действуют преступные банды. Они завербовали и вооружили простых граждан, введя их в заблуждение или использовав деньги Путина. Нужно их изолировать и побороть».
Как сообщает Виткин, временно исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о формировании добровольческих частей 17 марта. Поскольку оставаться в Донбассе сторонникам единой Украины стало небезопасно, Семенченко отправился в Днепропетровскую область, которой руководит олигарх Игорь Коломойский, сумевший сдержать натиск сепаратистов.
Губернатор предоставил батальону базу, матрасы, питание. Для покупки униформы и средств связи хватило частных пожертвований. Оружие резервисты и охотники принесли свое. «Когда понадобится другое, мы сумеем его достать», — уверяет комбат.
Сепаратисты также объединяются в подобные отряды. Авантюристы, приехавшие из Крыма и России, и местные пророссийские активисты создали несколько загадочных формирований: «казачью армию», «армию Донбасса», «армию Юго-Востока». Автору удалось пообщаться с бойцами отряда Народной армии Донбасса в городе Дружковка, в 20 км от Славянска. Сепаратисты здесь полны молчаливого гнева, делится впечатлениями журналист: «Этот гнев родился, когда они увидели, как «фашисты» и их американские союзники свергли в Киеве президента и как загораются на Майдане от коктейлей Молотова бойцы ОМОНа».
«Раз они захватили власть, то у них теперь все права? — возмущается 40-летний строитель Дмитрий. — Право мешать нам жить, говорить на нашем языке? Забирать наши деньги? Если я не согласен, меня называют террористом, а те, кто стрелял в милиционеров, стали героями!»
«В Донбассе, где действия сепаратистов чаще всего принимают форму захвата правительственных зданий, взявшихся за оружие — незначительное меньшинство, — свидетельствует журналист. — Здесь больше гордятся добытым в шахте углем, чем боевыми подвигами. И не все их тех, кто сегодня стоит в патрулях с автоматами Калашникова наперевес, будут, если придет время, сражаться. Но кто бы мог представить еще две недели назад, что в руках этих мирных отцов семейств появится оружие?»
«В сущности, мы с ними похожи, — рассуждает Семен Семенченко. — Каждая из сторон называет себя патриотами. Каждый лагерь говорит, что защищает свою землю, и верит, что противоположной стороной манипулируют. При этом у нас есть общий, более страшный враг. Сторонники России лают на Киев, но их истинный враг — это местные коррумпированные элиты. Наш тоже».