Сегодня новоизбранный премьер-министр Украины с трибуны Верховной Рады официально объявил о своем отлете в США, где ему предстоит встретиться с американским президентом Бараком Обамой. «Эта встреча пройдет на наивысшем уровне, и я от имени украинского правительства уполномочен представить руководителям в Вашингтоне видение ситуации в нашей стране и ряд идей по стабилизации обстановки», – отметил он. Во Всемирной Паутине уже появилась информация о том, что в самое ближайшее время Госдепартамент Соединенных Штатов рассмотрит возможность создания специальной двусторонней комиссии на уровне руководителя Америки и главы КабминаУкраины. Все это вызывает у экспертов уважение и удивление одновременно, пишет Golos.ua.
Уважение – вот почему: Яценюк не стал, что называется «бряцать оружием» и в лучших традициях радикальных сил угрожать всем потенциальным врагам Киева. То ли разочаровавшись в своих соратниках по оппозиционной деятельности, обвинивших его в «мягкотелости», то ли по искреннему желанию стать «цивилизованным европейским лидером, Арсений Петрович сейчас не скрывает намерения разрешить конфликт в Крыму и сесть за стол переговоров с Россией – с какими бы чиновниками из Москвы ни пришлось общаться.
Удивление можно увидеть в другом. Согласно международному дипломатическому протоколу, премьер-министр страны, пусть и той, которая фактически победила в войне с коррупцией и унижением своего народа, не имеет права без соответствующего разрешения проводить переговоры с первыми лицами государства в рамках официального визита. «Этот визит фактически не может быть официальным, – сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA эксперт в области дипотношений Василий Игнатенко. – Если в процессе поездки Яценюка будет соблюден подобный пиетет, для украинской дипломатии такое чревато победой. Чем это будет чревато для Вашингтона – это иной вопрос».
А здесь можно удивиться еще раз. «Мы ждем от нашего украинского гостя взвешенной позиции по Крыму в частности и Украинцы в целом, – завил для ГолосUA американский политолог Уильям Коннолли. – Сейчас нам всем следует дать оценку тому, что происходит в Украине, и затем сформулировать план по выходу из общего кризиса».
Но «общий кризис» – это отнюдь не простая формулировка. Сейчас это словосочетание активно муссируется европейскими правозащитниками. «Мне кажется, что Яценюк приедет в Соединенные Штаты, словно проситель. Он хочет просить сделать так, чтобы на мятежной украинской земле, которую за последние три месяца многие силы сделали плацдармом, восстановился мир. Восстановится ли такой мир – никто не скажет».
Зато, как сказал Арсений Петрович, «США – это страна, которая подписала Будапештский меморандум. Это страна, которая, как и весь мир, жестко высказалась за территориальную целостность Украины и выставила требование России, как также участнику Будапештского меморандума, немедленно выполнить международные договоры и соглашения, остановить военную агрессию и сесть за стол переговоров». Странное дело: украинский премьер обратился к документам, которые многие страны, включая те же США, игнорируют.
А ведь 5 декабря 1994 года, подписывая на саммите ОБСЕ в Будапеште тогдашние руководители трех стран – США, Великобритании и России (Билл Клинтон, Джон Мейджор и Борис Ельцин) договорились о безъядерном статусе РФ, Украины и Беларуси. Этих людей трудно назвать идеалистами – в разное время одни подверглись жесточайшей критике миллионов экспертов. «Ничего не действует, и все наращивают свой потенциал», – сказал Коннолли.
Главное, чтобы такой критике не подвергся новый премьер-министр Украины. В отношении всяческих документов и протоколов Яценюк остается иделистом…