Дурной сон продолжается: наши сыновья в армейской форме подошли к границе и по команде готовы войти внутрь Украины. Из тех, кто был за Крым, я не нашёл сторонников вторжения на Юго-Восток. В людях есть внутренний предел: Крым ладно, но прочая Украина — нет.
Мыслители утыкаются в один и тот же вопрос. Какой план? Продемонстрировать независимость в принятии решений? Но это, как видим, вызывает у Запада не уважение, а коллективное организованное противостояние. Защитить русскоязычных от экстремистов? Неубедительны доказательства того, что масштаб угрозы требует наших войск. Получить украинские активы? Но они будут только пожирать деньги, а не приносить.
Крым уже облегчает наш кошелёк. Ясно, что спецмеры во благо полуострова принимаются за счёт понижения звёздности других программ. Например, новым муниципальным депутатам, придётся уже в сентябре 2014 обнаружить дыры в своих бюджетах, а значит ваш двор не похорошеет.
Возрастает риск введения 3-го пакета санкций, который, видимо обрежет все российские финансы, завязанные на Запад хоть волосинкой. Прощайте личные авуары, прощайте госфонды, прощайте карточки.
И на всё это мы, как будто бы, идём. Так какой план?
План может заключаться в том, чтобы прикрыть растрату пожаром.
Представьте, что вы кладовщик. Инвентаризация раз в год. В начале года вам поступило предложение: продать немного товара без учёта, за полцены, но деньги лично вам. Например, вы согласились. Потом ещё немного продали. Потом ещё. Обновили гардероб, купили машину, выглядеть стали как солидный член общества. Но беспокоитесь, что при инвентаризации обнаружится недостача товара. И тут мысль: а что если подпалить весь склад? Ведь тогда невозможно будет выявить недостачу, поскольку нельзя вычислить сколько именно сгорело — на тонну больше или на тонну меньше. Этот чудовищный метод и называется «прикрыть растрату пожаром». Война с Украиной — это пожар на нашем складе, который мы можем зажечь своими руками.
Так неужели в России растрата? Увы, это так. Мы залезли в долги, которых не знала наша история. Торговали — веселились, подсчитали — прослезились.
На 01.04.14 государственный долг России 271 млрд долларов. Если нам удастся спасти оба госфонда, то появится 175 млрд долларов. То есть на покрытие долгов не хватит 96 млрд. Плюс, бюджеты 2014, 2015, 2016 дефицитны, что увеличит наш долг ещё на 46 млрд долларов. Отмечу, что резервы Центробанка не находятся в распоряжении правительства и есть просто подкрепление обязательств ЦБ перед коммерческими банками. ВВП также не имеет отношения к госдолгу и служит лишь намёком на то, сколько доходов может собрать бюджет, но раз доходы бюджета будут меньше расходов (дефицит), то уровень ВВП не имеет значения.
А ведь ещё пару месяцев назад, под медальный звон Олимпиады, мы казались себе такими богатыми!
Что делать? Отличный план предложил доктор Яков Миркин. Он говорит, что милитаризоваться не надо, а надо дать налоговые каникулы бизнесу, истребить монопольку, сократить госаппарат, очистить помыслы от коррупции и распродать землю. От себя добавлю: и госнедвижимость, что даст бюджету и экстренные, и плановые деньги (налог на имущество, НДС и налог на прибыль будущего бизнеса). В одном Кронштадте десятилетиями зарастают мхом сотни тысяч метров бывших военных городков.
И ещё раз: не надо воевать с Украиной. Неправедное это дело. Исаия предупреждает нас внятно: «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо.»
российский предприниматель, экономист