Сегодня бизнесмен Бернар Арно может по праву считаться самым богатым человеком мира моды, красоты и роскоши, ведь свои миллиарды 63-летний француз заработал именно благодаря своей империи Moet Hennessy Louis Vuitton (LVMH), которая владеет порядка 60 всемирно известными брендами, начиная торговым домом Кристиана Диора и заканчивая производством коньяка марки "Хеннеси", сообщает finance.obozrevatel.com. Сумасшедшие амбиции, акулья деловая хватка, нетрадиционное мышление позволили Арно не только покорить финансовый олимп, но и затесаться в ряды первых толстосумов мира. Так, по версии издания "Форбс", в 2012-м Бернар Арно — со своим состоянием в 41 млрд долларов — занял почетное четвертое место в ежегодном рейтинге миллиардеров всего мира.
На олимпе финансового успеха
Как отмечают аналитики "Форбс", минувший 2011 год оказался для французского богача весьма успешным. Несмотря на сложную экономическую обстановку в мире, продажи предметов роскоши по-прежнему на высоком уровне (рост по итогам года составил 16%). В частности, в США и в Европе продается примерно две трети всей продукции различных брендов империи LVMH. Что касается так называемых развивающихся стран, то Бернар Арно возлагает большие надежды на рынок России, Китая, Бразилии, а также в целом на азиатский регион. Именно поэтому француз сегодня активизирует открытие новых магазинов LVMH в Азии (всего торговая сеть империи насчитывает порядка 2500 точек по всему миру) и надеется на то, что предметы роскоши будут все так же популярны в том же Китае (здесь в лидерах продаж, к примеру, сумочки Кристиан Диор и коньяк "Хеннеси").
Говоря об удачах 2011 года, аналитики "Форбс" не могут обойти стороной и ряд успешных сделок Бернара Арно, которые также позволили французу укрепить позиции своей империи на рынке предметов роскоши. "Во-первых, семья Bulgari обменяла контрольный пакет акций фамильного предприятия на пакет в LVMH и место в правлении. Во-вторых, LVMH приобрела 20% Hermes. В-третьих, группа также сформировала совместное предприятие с одним из ведущих мировых производителей крокодиловой кожи Heng Long", — отмечают эксперты издания.
Понятное дело, что такие деловые аппетиты французского миллиардера и его уникальное бизнес-чутье позволяют Арно уверенно смотреть в будущее. По словам богача, расширение империи LVMH является оправданным, мол, никто не знает, как будет выглядеть мир через 100 лет, однако люди всегда будут стремиться окружать себя предметами роскоши, такова уж их природа. Окажутся ли судьбоносными слова богатейшего француза – будет известно только через столетие, однако уже сегодня можно попытаться раскрыть секрет успеха богатства Бернара Арно. Как часто бывает, рациональное зерно для будущих свершений закладывается в детстве.
А началось все с…
Бернар Арно появился на свет в небольшом французском городке, что на границе с Бельгией, 5 марта 1949 года в семье потомственных военных. Умение быть собранным, амбициозным, настойчивым, видно, семейная черта семейства Арно, которая, как показала жизнь, позволила в свое время отцу и деду Бернара достигнуть определенных успехов, так как была создана небольшая, но процветающая строительная компания. Дед Бернара считал, что успех в бизнесе можно достичь только благодаря развитию таких важных качеств характера, как самодисциплина, целеустремленность, деловая хватка. Именно поэтому Бернар уже в семилетнем возрасте постоянно находился на строительных площадках, таким образом приобщаясь к семейному бизнесу и развивая в себе необходимые бизнес-качества. Впоследствии воспитание деда и отца взрастило в Бернаре агрессивный стиль управления бизнесом и непомерные амбиции. Однако обо всем по порядку.
Получив в 22 года диплом инженера в престижной Политехнической школе Парижа, Бернар Арно вернулся домой, чтобы продолжить работу в семейном бизнесе. Уже через четыре года юноше было доверено управление строительной компанией, которую он тот час решил продать, к слову, уведомив отца об этой сделке, так сказать, постфактум. Почему же Бернар решил продать доходный семейный бизнес? Француз понимал, что для достижения настоящего богатства строительная сфера не совсем подходящая. Кроме того, Арно-младшему не хватало знаний в управленческом сегменте, а для того, чтобы их получить, нужно было не только время, но и деньги, которые можно было пустить, например, на покупку акций перспективных компаний… Продажа семейного бизнеса принесла Бернару ни много ни мало, а 15 млн долларов. "Какой-никакой, а все же стартовый капитал", — наверное, так рассуждал амбициозный француз, когда отправлялся в США на практике покорять новые вершины бизнеса.
Первые шаги на слияниях и поглощениях
Четыре года, проведенные в Штатах, многому научили начинающего бизнесмена: новые масштабы бизнеса, агрессивный захват компаний, возможность делать деньги не на производстве или услугах, а на слиянии-поглощении предприятий. Вернулся Бернар Арно на родину уверенный в том, что успех не за горами. Так и произошло.
В середине 80-х годов француз нашел возможность проявить свои способности. В это время французское правительство как раз намерено было отдать в хорошие руки переживавшее не лучшие времена текстильный конгломерат Boussac, который также являлся совладельцем дома мод Кристиана Диора. Заручившись поддержкой родственников первой жены, которые владели акциями компании, Арно начал захват империи. Сначала выкупил пакеты ценных бумаг у знакомых акционеров. Потом, используя свой капитал в 15 млн долларов и взяв в долг 65 млн долларов, опередил конкурентов и выкупил у правительства Boussac, пообещав при этом, что будет развивать производство.
Надо сказать, своего слова Бернар Арно так и не сдержал, все активы текстильного конгломерата он впоследствии продал и превратил в деньги. Оставил в своем владении француз только модный дом Диора. Почему? Да потому что именно в этот период Бернару пришла в голову, как оказалось позже, блестящая мысль: создать империю по продажи предметов роскоши. В то же время Арно понимал, что своими силами невозможно раскрутить конкурентные торговые марки для мира моды, алкоголя, автомобилей и других сфер, которые ассоциируются с атрибутами богатых и знаменитых. Ведь для этих целей нужны не только деньги, но и время. Гораздо проще, по мнению Арно, было построить империю роскоши, используя американский опыт, то есть покупая и поглощая уже известные миру элитарные торговые марки, как например, модный дом Кристиана Диора.
Как модный бизнес принес миллиарды
Сказано — сделано. Реализация плана по созданию империи роскоши началась с подготовки "фундамента", то есть компании-костяка, которой оказалась Moet Hennessy Louis Vuitton. Не жалея времени и денег, в 1990 году Арно получил контроль над элитным брендом. В последующие годы продолжалось агрессивное поглощение элитарных брендов, таким образом сегодня в управлении семейства Арно находится, как уже упоминалось выше, порядка 60 марок, являющихся символами богатства и роскоши. ChristianDior, Givenchy, ChristianLacroix, Loewe, Kenzo, Guerlain, Berluti, Celine, Fred, TagHeuer, Hennessy, MoetetChandon, DomPerignon, Pommery, Krug, VeuveClicquot — данный список можно продолжать еще долго.
Результат, как говорится, налицо. Однако возникает вопрос: завоевать можно, а удержать как? Тем более, если имея диплом инженера, а управляя строительным бизнесом, ничего не смыслишь в тонкостях моды, драгоценностей и прочих атрибутах роскоши? Ответ прост: Бернар Арно не такой уж толстокожий провинциал, как могло бы показаться на первый взгляд. Лишь несколько фактов из его биографии раскрывают в нем тонкого ценителя искусства и известного коллекционера.
К примеру, его семья прекрасно разбирается в живописи. Этому способствовали корни Бернара, так как в роду Арно были живописцы, работавшие при дворе французских монархов Возрождения – портретисты Жан и Франсуа Клуе. Кроме того, семейство Арно известно на протяжении нескольких поколений как коллекционеры картин. Так, сегодня в коллекции Бернара имеется более 1000 работ модернистского и авангардного искусства, которые он намерен разместить в построенном семьей Арно музее. Согласно планам, уже в 2012 году комплекс будет завершен, разместится в Булонском лесу и обойдется карману владельца LVMH в более чем 200 млн долларов.
Что интересно, тонкий вкус и понимание мира прекрасного знанием живописи не ограничивается. Кто бы мог подумать, но в свое время Бернар Арно мог бы стать блестящим пианистом, так как прекрасно владеет игрой на этом инструменте. К слову сказать, именно исполнение Бернаром произведения Шопена "Революционный этюд" в свое время помогло ему покорить сердце известной канадской пианистки Элен Мерсье, которая позже стала его второй женой.
"Каким образом все эти увлечения помогают Бернару Арно в управлении его империей?" — может спросить читатель. Ответ следующий: понимание психологии богатых и знаменитых, а также знание тонкостей их вкусов позволяют принимать Арно грамотные стратегические решение, хотя порой и неожиданные. Так, основным его правилом является формирование грамотной команды топ-менеджеров, которые не только разбираются во вверенном им сегменте экономики, но и увлечены своим делом. Например, в свое время при покупке модного дома Кристиана Диора Бернар Арно совершил кадровую перестановку, которая была жестко раскритикована как миром моды, так и знаменитыми покупателями. Французский миллиардер заменил тогда терявшего былую славу главного дизайнера дома Джанфранко Ферре на авангардиста и англичанина Джона Гальяно. Но решение Арно было верным, уже через год доходы модного дома Christian Dior выросли в разы.
Постскриптум
Сегодня Бернар Арно все так же полон сил и энергии. Он может неожиданно сесть в личный самолет и на неделю отправиться в Азию, чтобы изучить, как идет продажа в его магазинах. При этом не поленится поправить сумочку Диор в каком-то магазинчике, если та, по его мнению, на 5 см стоит неправильно. Работники компании считают Арно жестким, строгим и требовательным начальником, но тот факт, что француз всецело предан своему делу, не отрицает никто.
Говоря о будущем, Арно все свои надежды возлагает на детей, которые, мечтает он, также продолжат отцовское дело. Сын Антуан и дочь Дельфина уже работают в империи отца, трое мальчиков, рожденные во втором браке, пока что подростки. Бернар не жалеет времени на детей, к примеру, с Антуаном и Дельфиной владелец LVMH традиционно совершает субботние прогулки по… собственным магазинам империи. Бернар Арно рассказывает детям о бизнесе, о стратегии управления, о секретах стратегических решений. Кто же из детей станет его наследником?Пока неизвестно. "Самый способный", — коротко отвечает Арно.
Несмотря на град критики, которая периодически сыплется в адрес Бернара Арно, и аналитики, и конкуренты не могут не отметить определенных его заслуг. По мнению экспертов, владелец LVMH добился невозможного, так как мир роскоши стал доступнее для обычного человека. Иначе говоря, бренды под управлением Бернара Арно по-прежнему выпускают небольшие партии одежды и прочих атрибутов, например 500 сумочек по цене 5500 долларов, которые разлетаются моментально, однако основным покупателем продукции империи LVMH является как раз человек со средним доходом, который может быть небогат, но хочет приблизиться к роскоши. Эти мечты и помогает осуществить Бернар Арно.