АТО на Донбассе останавливать нельзя, в то же время, есть ряд шагов, которые могут сделать борьбу с террористами эффективнее и усилить операцию.
Такое мнение в комментарии «Главреду«выразил директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский, комментируя мирный план Президента Петра Порошенко для Донбасса. Напомним, план предполагает, среди прочего, установление контроля на границе с Россией, а после этого — временное прекращение огня и создание коридоров, по которым боевики смогут покинуть нашу страну.
«Я считаю, этот план недостаточно продуктивным. Если наша антитеррористическая операция хоть где-то, хоть точечно начала набирать обороты и начала действовать более-менее эффективно, то делать в ней перерывы не рекомендуется по всем законам ведения военных действий, так как это может привести к обратным последствиям. Не прерывая АТО, можно было бы переходить не к переговорам, а к ультиматумам террористам и сепаратистам, которые локализованы в населенных пунктах. Их бы окружали, блокировали и выдвигали ультиматум – или сложить оружие, или все. Такие вещи нужно делать, это составляющая АТО. А вести переговоры… С кем? С террористами и сепаратистами, требования которых – это требования Кремля? Смысл этого непонятен», — отметил эксперт.
Также он назвал ряд действий, которые нужно предпринять в рамках спецоперации.
«Необходимость перекрыть границу ни у кого не вызывает сомнений. Но это не повод для перехода к каким-то переговорам, а один из элементов АТО. В комплекс входят взаимосвязанные действия по разным направлениям. Во-первых, продолжение давления на Россию с помощью международных санкций (нужно добиваться, чтобы третий пакет санкций был применен как можно быстрее). Пока Россия не перейдет за тот порог, когда она почувствует, что продолжать свои действия (на Донбассе — ред.) для нее больно», — уверен Сунгуровский.
«Во-вторых, перекрытие границы, то есть, недопущение пополнения сепаратистских и террористических групп живой силой и оружием. В-третьих, повышение эффективности самой АТО: улучшение управления, кадровые изменения силовых структур, более эффективная организация работы штаба АТО, куда были сведены представители всех силовых структур, и для которых были бы прописаны процедуры их подчиненных (это должно быть прописано в плане АТО)», — считает он.
«Нужно ли введение военного положения на Донбассе? Если до сих пор Генеральный штаб не действовал эффективно, то почему он будет действовать эффективно после введения военного положения? Кто сейчас мешает Генштабу отзываться на призывы пограничников о помощи, которые они ему посылали? Сами представители Генерального штаба и разведывательных структур признаются, что там плотно сидит «пятая колонна» и работают саботажники, при таких условиях введение военного положения мало что изменит. У нас что, появятся дополнительные средства или новые фамилии? Специфика ведения АТО такова, что военные не могут ею руководить, несмотря на то, что их там больше. Управляет АТО обычно человек, понимающий специфику этой операции, а не тот, у кого больше сил и средств», — также отметил военный эксперт.
Последний необходимый элемент разрешения ситуации, по его мнению, — переговоры.
«Но переговоры не с террористами, а с субъектами тех областей, которые выражают мнение большинства населения этих регионов. В тех населенных пунктах, где уже назначены главы администраций, коменданты, нет ни сепаратизма, ни терроризма, ни правонарушений. То есть, власти нужно поработать над тем, чтобы вести переговоры не между собой, а с новыми субъектами. А переговоры о прекращении огня должны быть двусторонними, то есть, это соглашение должно выполняться обеими сторонами. Я могу дать гарантию, что террористы не будут придерживаться данного соглашения», — добавил Сунгуровский, отметив, что в одностороннем порядке огонь прекращать не стоит.