Последнее время тема парламента и его переизбрания — одна из самых обсуждаемых. Об этом корреспондент The Kiev Times пообщался с политологом Артемом Биденко.
— Тема парламента и его переизбрания действительно на сегодня одна из главных и актуальных?
— Главная тема, я считаю, безопасность страны. Это и обороноспособность, и армия, и материальное обеспечение армии. А парламент — это одно из условий эффективности принятия решений и гарантия того, что Украина начнет решать актуальные проблемы, в частности и обороноспособности. Это не просто проблема — есть парламентское большинство или нет. Это проблема принятия эффективных решений — они сегодня нужны. А парламент остается институтом не до конца эффективным. В Верховной Раде есть фракция коммунистов, которые не голосуют за решения, которые нужны Украине. И задача переизбрания парламента есть первостепенной в том смысле, что она поможет решить неотложные проблемы — обороны, армии, экономики.
— Петру Порошенко, вступающему в права президента, безусловно нужен законодательный орган с пропрезидентским большинством. Что лучше — переформатировать нынешний состав парламента или переизбрать полностью?
— В нынешнем парламенте нет морального костяка, то есть большого количества депутатов, которые готовы отстаивать моральные принципы. Он развращен и обессилен политикой Януковича. Даже если Верховная Рада будет переформатирована, на нее нельзя будет положиться. Любые перемены политического ветра будут менять и политику парламента.
Президенту нужен сильный законодательный орган, в котором будет соревнование между фракциями, идеология, новые идеи. Если президентская партия будет исходить из таких принципов, то это будет лучше для президента.
— Есть ли сейчас политические силы, которые станут противодействовать переизбранию? Как себя поведут те фракции и группы, у которых упали рейтинги и которые рискуют не попасть в новый состав парламента?
— В первую очередь противиться перевыборам будут депутаты Партии регионов. У них сильно упал рейтинг, и они не заинтересованы в этом. Вторыми будут коммунисты, которые тоже не уверены, что смогут получить столько же голосов, как в нынешнем составе парламента. Третьими, по идее, должна быть партия «Батькивщина», однако у меня есть основания полагать, что как раз она, во всяком случае Тимошенко, позитивно относится к перевыборам. Юлия Владимировна может сосредоточиться на парламентской избирательной кампании. Может попытаться взять реванш.
— То есть когда Тимошенко говорила: «этот гадюшник нужно разогнать», — она не лукавила?
— Нет. Есть информация о том, что депутаты «Батькивщины» не хотят перевыборов, но сама Тимошенко четко на них настроена. Не стоит забывать, что она не депутат. Ей бы хотелось зайти в парламент, руководить фракцией. Для нее персонально — это путь.
— Какова в этой теме позиция фракции «Свобода»? Олег Тягнибок на президентских выборах набрал совсем небольшое количество голосов…
— Сложно сказать, поскольку низкий показатель Тягнибока — это, скорее, его личный низкий рейтинг, а не партии в целом. Например, в Киеве рейтинг «Свободы» немаленький.
— Выходит, УДАР едва ли не единственная партия из ныне представленных в парламенте, которая заинтересована в выборах?
— Однозначно. Вместе с партией «Солидарность» это будет та структура, которая станет лоббировать перевыборы.
— Возможны ли сейчас такие грязные технологии, как торги, подковерные договоренности, лишь бы не было переизбрания парламента? Может ли на президента и его команду оказываться давление?
— Это политика. Не исключено, что все это будет. Но не думаю, что это будет явно.
— Роспуск парламента не опасен для страны, в том плане что она будет жить без законодательного органа?
— Есть определенная процедура. Думаю, что это будет представлено как несформированное парламентское большинство, пройдет месяц — и президент получит право распустить парламент. Но на протяжении месяца парламент будет заседать и принимать ситуативные решения. Дальше будет отпуск, на который депутаты и так пошли бы. А в сентябре начнется парламентская избирательная кампания. Фактически из работы Верховной Рады выпадет один месяц эффективной деятельности.
— С роспуском парламента депутаты потеряют депутатскую неприкосновенность. Ожидать ли в этот период репрессий, «охоты на ведьм»?
— Не думаю, что будет какая-то «охота на ведьм». Президент сейчас будет стараться выстроить линию коммуникации со всеми группами интересов, он не будет превращать борьбу с коррупцией в политические репрессии. Конечно, такие персонажи, как Олег Царев, будут наказаны, но в общем поиска виновных не будет.