Что рассказали представители Генпрокуратуры, Госфинмониторинга, Минюста, МИДа и Налоговой о капиталах клептократической команды Януковича
В Киеве 24 апреля прошла конференция «Возвращение украденных активов коррумпированной элиты Украины». ЛІГАБізнесІнформ делится наиболее интересными тезисами представителей украинской власти.
Николай Голомша, первый заместитель генпрокурора Украины
О коррупции режима Януковича. Вся государственная машина способствовала отдельным должностным лицам, руководителям министерств и ведомств, которые манипулировали госпрограммами и внедряли схемы отмывания бюджетных средств. Должностные лица, получив доступ к госимуществу, проводили с ним различные манипуляции, а сеть контролирующих и правоохранительных органов как бы не замечала злоупотреблений. Их работа сводилась к выявлению нарушений на уровне среднего и низшего звена. Они показывали серьезные цифры, которые, тем не менее, не отражали масштабов коррупции, существующей в последние четыре года. Все злоупотребления исходили от высшего руководства государства, от которого вниз спускалась сетка, созданная для обогащения Семьи.
Об уголовных делах и аресте имущества Семьи. Нами проведены масштабные проверки относительно законности деятельности экс-президента, правительства и ряда министерств и госструктур. В процессе работы был возбужден ряд уголовных производств. Только Генпрокуратура внесла в реестр 264 производства. А в целом по Украине открыто около 1000 производств, 300 из которых пошли в суд. В ходе расследования был наложен арест на личное имущество подозреваемых Виктора Януковича, Андрея Клюева, Александра Януковича, экс-министра АПК Николая Присяжнюка. На их счетах в банках было заблокировано 1,3 млрд. грн., в том числе в ценных бумагах 1,167 млрд., в долларах США — более 9,6 млн. и в евро — 214 тыс. Продолжается проверка и анализ сомнительных финансовых операций экс-чиновников и подконтрольных им лиц, в связи с чем изучается деятельность более 50 предприятий, 17 банков и более 30 физлиц.
Вся государственная машина способствовала отдельным должностным лицам, руководителям министерств и ведомств, которые внедряли схемы отмывания бюджетных средств
О масштабах злоупотреблений. Мы работаем совместно с Финмониторингом. Мы создали группу на базе спецподразделения по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Работа идет двумя способами — выявление и расследование преступлений так называемой большой коррупции, где есть уголовные преступления, и малой коррупции, в которой замешаны чиновники менее высокого уровня. На сегодня мы зафиксировали схемы почти во всех министерствах. На начало месяца Финмониторингом были выявлены сомнительные счета 67 лиц в украинских банках и заблокированы средства в эквиваленте 2,2 млрд. грн. В общем, все злоупотребления и нарушения, которые выявлены на сегодняшний день, оцениваются в сумму более 400 млрд. грн.
О сопротивлении системы. На всех ключевых постах в исполнительной власти, правоохранительных структурах и контролирующих органах стояли люди преимущественно из трех восточных регионов Украины, близкие к семье Януковича. И когда встал вопрос о тщательном расследовании преступлений, эти люди, оставаясь на должностях среднего или ниже среднего звена, во всех регионах Украины уничтожили или дали возможность беспрепятственно вывезти из государства важные документы. Также им удалось перевезти в Крым специальную технику оперативных служб и отдельные виды оружия из Службы безопасности. В результате, целый ряд уголовных дел оказался в Крыму, в частности — дело Нафтогаза, касающееся вышек Бойко.
Виталий Хилюк, директор департамента финансовых расследований Госфинмониторинга
О находках финансовой разведки. Мы действуем как аналитический центр, куда поступает информация о подозрительных финансовых операциях, проводим анализ информации и при наличии подозрений в отмывании денег направляем материалы правоохранителям. Часть дел, информация о которых уже передана в соответствующие органы, касаются средств, украденных из бюджета или государственных монополий и обналиченных через подконтрольные Семье предприятия и финучреждения. Другая часть дел касается передачи самих монополий.
Руслан Рябошапка, замглавы Минюста
Как боролись с коррупцией при Януковиче. В прошлом году было возбуждено более 2 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях. Из них около 800 дошло до судов, где было вынесено 74 обвинительных приговора. Наибольшее число коррупционных правонарушений было зафиксировано в сфере образования и здравоохранения. В основном, были осуждены лица, не занимающие высокие посты. То есть, правоохранительная система боролась с проявлениями коррупции, которые не представляют серьезной угрозы для общества. Основными группами, которыми занимались правоохранители, были учителя, врачи, председатели сельсоветов и т.п.
Злоупотребления и нарушения команды Януковича, которые выявлены на сегодняшний день, оцениваются в сумму более 400 млрд. грн.
Кто должен заниматься коррумпированными министрами. Украине необходимо Бюро антикоррупционных расследований — элитарный орган, где будут собраны наилучшие специалисты, как оперативного плана, так и следователи, и будет обеспечена специальная конфигурация работы с прокуратурой, позволяющая лучше выявлять коррупционные преступления. В компетенции бюро должны находиться дела, касающиеся исключительно коррупции среди высокопоставленных должностных лиц — от министров до руководителей департаментов министерств.
Владимир Шкилевич, советник по правовым вопросам департамента секретариата МИД
О возвращении и использовании незаконных активов Семьи. МИД уже сейчас активно сотрудничает по вопросу возвращения украденных у граждан Украины средств с Генпрокуратурой и имеет ряд контактов с иностранными партнерами. Но сначала мы должны дождаться завершения всех судебных расследований и вступления решений в законную силу. Тогда мы предпримем конкретные шаги, связанные с возвращением активов. Формы использования таких средств могут быть разнообразными — создание благотворительного фонда, финансирование социальных программ, детских больниц и т.п. Не исключено, что для обеспечения контроля над использованием денег необходимо привлекать международных экспертов, которые имеют опыт и соответствующие навыки. Но, в первую очередь, эти средства должны контролироваться украинским обществом.
Игорь Билоус, первый замминистра Миндоходов
О конфискации имущества режима Януковича в Украине. Перед тем, как пытаться забирать незаконные активы за границей, мы должны сделать это в Украине. Нам надо довести до конца уголовные дела и вернуть те средства, которые находятся в государстве. Их хватит не на одну «Лікарню майбутнього». Для этого мы активно сотрудничаем с прокуратурой, СБУ и МВД. Основная цель нашей деятельности — помочь с материалами и конкретными фактами, для того, чтобы собрать доказательную базу против бывшего руководства страны.
Что делают в Налоговой для репатриации теневых капиталов. В Лондоне в конце апреля состоится форум, посвященный возвращению активов, в котором представители нашего министерства, оперативники и следователи налоговой милиции будут принимать персональное участие. По итогам мероприятия будет выработан документ, который будет регулировать ту или иную деятельность, составлен план действий и т.п. Кроме этого, совместно с представителями ЕС планируется создание межведомственной группы, в которую войдут следователи с украинской и европейской стороны. Эта команда из 15-20 специалистов будет финансироваться ЕС. Первостепенной задачей группы будет мониторинг использования средств, которые в ближайшее время должны зайти в Украину от международных доноров. Второй задачей станет сотрудничество с международными правовыми институтами относительно репатриации активов.
О перспективах возврата и использования незаконно выведенных средств. Я думаю, что этот процесс может занять годы. Как финансист я подтверждаю, что с деньгами в международном поле можно за короткий период сделать все, что угодно. Поэтому их возврат остается под вопросом. Но, если для распоряжения такими активами мы создадим фонд под независимым управлением, а его средства будут направлены на социальные программы, — это станет большим достижением.