Киевские врачи вывозили доноров в Баку, где операции разрешены, пишет Сегодня
Одного из самых громких уголовных дел в Украине — так называемых «черных трансплантологов» — больше нет. Оболонский суд столицы закрыл его по истечению срока давности (прошло три года с момента совершения, по мнению обвинения, последнего эпизода преступления).
Хирург института имени Шалимова Владислав Закордонец и двое его коллег-анестезиологов более года находились на подписке о невыезде (а до того год — в СИЗО). Еще трое людей, которых обвиняли в организации незаконной трансплантации почек (один — гражданин Израиля), оставались в изоляторе. Теперь все они на свободе.
Напомним, это дело возникло летом 2010 года. А осенью Закордонца и его коллег посадили в СИЗО. При этом в Украине прекратились операции по пересадке почек маленьким детям, потому что делать их в нашей стране может только Закордонец. Израильтянина и его подручных обвинили в том, что они организовали переправку украинских доноров в Баку, а хирург и анестезиологи там пересаживали почки от доноров богатым реципиентам. Тонкость заключалась в том, что в Баку такие операции не запрещены, в отличие от Украины. И позиция врачей заключалась в том, что они просто помогали людям.
Вчера в эксклюзивной беседе с «Сегодня» Владислав Закордонец пояснил, что до рассмотрения апелляции на решение Оболонского суда (ее подала прокуратура Киева, не согласная с закрытием дела) от комментариев воздержится, но все же заявил, что победой закрытие дела по сроку давности не считает, ибо это не реабилитирующее обстоятельство, а он себя виновным не признает. Еще в 2010 году он подал в Евросуд по правам человека жалобу на свой незаконный арест, но пока ее не рассматривали. За тот год, что он на свободе, Закордонец провел 15 операций по трансплантации почек, в том числе две операции детям.
ПЕРЕСАДИЛИ 19 ПОЧЕК
МВД, расследовавшее дело, утверждало, что врачи участвовали в незаконной переправке доноров, чуть ли не уговаривая тех на операцию. Закордонец ранее заявлял «Сегодня», что он в первый и последний раз видел доноров лишь на операционном столе. Всего было сделано 19 операций, из них 17 — в Баку, а две — в Институте Шалимова в Киеве. Эти две операции оказались законными, поскольку были необходимые разрешения и согласие родственников (в стране с 1999 года действует «презумпция несогласия»: чтобы забрать орган у трупа, нужно согласие родственников умершего, а его быстро получить почти нереально). Если же орган забирается от близкого родственника, например, мать отдает почку своему ребенку, то это делается сразу. У живых людей, не состоящих в родстве, в Украине забирать органы вообще нельзя. Именно это и стало причиной задержания врачей.
убийцы. нужно каждому из вас отрезать по одной почке и живите ублюдки.
Нестыковочка, однако. Если доктор не согласен с решением о прекращении уголовного дела по срокам давности и не считает себя виновным, почему он давал на это согласие, без которого суд не мог принять подобное решение.