Президент России сравнил ажиотаж вокруг (якобы) засевшего в «Шереметьево» Эдварда Сноудена с поросячьим визгом. Детективная история, разворачивающаяся у нас на глазах, никак не могла оставить бывшего резидента и нынешнего президента равнодушным. Путин давно уже не шпионил – точнее, не выходил на оперативный простор. И тут к нам прилетел этот молодой человек, которого чудом не задержали в Гонконге. И глава нашего государства, вспомнив-таки молодость, не удержался и, с трудом подавляя кураж, высказался публично.
Разведчик Путин никак не может уважать разведчика Сноудена. Это только с точки зрения правозащитных организаций и большинства «простых» людей по всему миру американец – борец за гражданские права и свободы. А Путина словосочетание «гражданские права и свободы» приводит в ярость, с его точки зрения Сноуден – человек, предавший свою разведку. Пусть даже эта разведка и «вражеская». И не просто предавший, а разбазаривший секретные сведения по миру. Это никак не вписывается в спецслужбистские каноны и чревато тем, что в случае хэппи-энда аналогичный поступок когда-нибудь совершит агент российской разведки.
Поэтому Сноуден не может быть симпатичен Путину, который, возможно, внутренне больше уважает и понимает внешнюю политику США, чем такую гласность. И если Россия поступит по принципу «гулять – так гулять» и предоставит тому политическое убежище, это будет не только невыгодно для отношений с Америкой, но и неискренне.
Последняя новость – Эквадор (вяло раздумывавший, брать ли на поруки странствующего рыцаря – не хочется терять льготы в торговых отношениях с США) всё же выдал ему транзитные документы взамен аннулированного американского паспорта. А до этого казалось – американец застрял в «Шереметьево» капитально, и Россия должна или самостоятельно выдать ему документы в пику США, или уломать сделать это какую-нибудь страну (Венесуэлу, например, да хоть Белоруссию).
Причём уламывать должна именно Россия, которой сейчас больше всего хочется отправить главного героя детектива хоть куда-нибудь, пусть даже в Антарктиду, и сделать это максимально легально.
Вообще, история со Сноуденом всё больше напоминает детскую игру в «сифака» – когда на школьной перемене каким-нибудь предметом нужно осалить приятеля и, пока он не осалит другого, будет оставаться «сифаком». Предмет – это Сноуден, а «сифак» пока что – Россия. Россия что-то бубнит про то, что предмет до неё не совсем долетел. Бубнить бессмысленно: с осалившего нас Гонконга теперь вообще взятки гладки. Остальные разбежались. А сдать предмет училке или тому, кто точно отдаст его училке, – позорно.
Лавров и Путин признали, что Сноуден в «Шереметьево». Может, и поторопились. Потому что на самом деле парня толком никто не видел, и при желании ему можно было бы предложить спрятаться в России, изменив внешность и дав шанс начать вторую жизнь. Мол, не видели: границу не пересекал, ищите где хотите, только «сифаком» не называйте. Отмазка, конечно, слабая, но хоть как-то развязывающая руки. С другой стороны, детектив без внятного финала разочаровал бы человечество настолько сильно, что этот финал придумали бы. Я уже вижу голливудский блокбастер о том, как истекающий кровью Сноуден погибает в подвалах Лубянки.
Пока же ситуация более-менее в равновесии: американские сенаторы негодуют, а российские власти старательно прячут руки за телом, как футболист, показывающий арбитру, что хочет сыграть исключительно в соответствии с принципом fair play. Делать это всё труднее: Сноуден уже на нелегальном положении.
Но в итоге транзитная зона «Шереметьево» может стать для него таким же местом заключения, как посольство Эквадора в Лондоне для Джулиана Ассанжа. Америку можно будет и уболтать: мол, да, кормим этого «поросёнка», но это как параша для наших зэков – не помирать же бедолаге от голода. А чего не депортируем? Не хочет, редиска, идти сдаваться пограничникам, а там, где он находится, и не Россия вовсе, а так, дьюти фри какое-то. А почему так долго без транзитной визы? Так куда же её ставить, если родина его даже паспорта лишила? И станет поимка Сноудена для Америки как возврат Курильских островов для Японии – заветной, но недостижимой мечтой.
Жизнь взаперти на неопределенный срок без внятных перспектив, пусть даже со всеми благами цивилизации, – не самая лучшая судьба, согласитесь. Это хороший урок для тех, кто в будущем захочет бороться за правду с какой бы то ни было государственной машиной. Циники из разведки называют Сноудена «отработанным материалом». Нам дают понять, что нормального места для таких людей на планете просто нет. Такое наказание без суда и следствия вполне устроит власти во всех странах.
Впрочем, чем в действительности закончится этот детектив, сейчас, кажется, не знает никто. Штаты активно требуют выдать Сноудена, и если Россия сможет выторговать у Америки что-нибудь серьёзное, парня могут запросто «слить». Правда, не факт, что Путину это простят его поклонники.