Государственная служба интеллектуальной собственности подготовила проект постановления Кабинета Министров Украины, в котором предлагает ввести сбор с импортеров и производителей электронного оборудования, которое может воспроизводить и записывать аудио- и видеофайлы — ноутбуков, флеш-карт, мобильных телефонов и других видов электронного оборудования – всего 38 позиций. Сумма отчислений будет варьироваться в зависимости от оборудования, а полученная таким образом сумма будет перечисляться правообладателям.
Такие отчисления существуют и сейчас, но взимаются они с меньшего числа позиций – в основном с магнитофонов, видеокамер, дисков и аудио- и видеокассет. Однако мнению ведомства, развитие современной техники, в первую очередь – цифровой, значительно расширило возможности использования в частных целях контента, защищенного авторским правом, при этом возможностей контролировать — легальный контент или нет — используются в данной технике, практически не существует.
Таким образом, вне зависимости от того, является ли владелец смартфона или планшета любителем кино или музыки, ему придется платить за эти гаджеты дороже, так как вполне очевидно, что сумма сбора будет заложена в стоимость этих устройств. Является ли такой подход справедливым в контексте борьбы с контрафактной аудио или видеопродукцией – предлагается решить самим пользователям.
С другой стороны возникает вопрос — каким образом будут распределяться отчисления правообладателям? На сегодняшний день существует огромное количество исполнителей самых разных музыкальных жанров, в том числе и таких, которых принято называть андэграундом, и их доля, например, в смартфонах современных молодых людей вряд ли уступает популярной музыке. Однако ясно уже сейчас, что распределяться полученные средства будут далеко не пропорционально – обладающие большими возможностями, в том числе и финансовыми, поп-исполнители наверняка и будут теми, кто и получит практически все доходы, оставив без каких-либо надежд на законное получение прибыли за свою музыку менее коммерчески успешных исполнителей.
Очевидно, что и в этом случае инициатива госслужбы интеллектуальной собственности далека от справедливой и объективной. Приходится констатировать, что на сегодняшний день ведомство выбирает для решения серьезной проблемы соблюдения авторских прав пути простые, но далекие от реальной борьбы за сохранность интеллектуальной собственности.