Защитник экс-премьера настаивает, что ограничения, запрещающие гражданам с непогашенной судимостью баллотироваться в президенты, не имеют юридической силы.
«Как только из законодательства исчезнут подобные ограничения, исчезнет повод для политических репрессий», — заявил он.
Закон «О выборах Президента Украины» необходимо привести в соответствие Конституцией, поскольку он противоречит Основному закону в части запрета участвовать в выборах гражданам, имеющим непогашенную судимость.
Такое мнение высказал защитник Юлии Тимошенко Сергей Власенко, комментируя намерение «Батьківщини» выдвинуть экс-премьера в президенты на выборах 2015 года, передает ZN.UA.
Защитник лидера «Батьківщини» настаивает, что Конституция никоим образом не ограничивает право Юлии Тимошенко принимать участие в выборах президента Украины.
«Ст. 103 Конституции содержит четкий перечень цензов, установленных для кандидата в президенты — наличие у кандидата украинского гражданства, достижение 35-летнего возраста, наличие права голоса, владение государственным языком и проживание в Украине на протяжении десяти последних перед днем выборов лет. Никаких других ограничений в этой статье не содержится», — подчеркнул он.
По словам Власенко, поводом для спекуляций послужило положение ч. 4 ст. 9 Закона «О выборах Президента Украины», запрещающее баллотироваться в президенты гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена или не снята.
«Согласно ст. 8 Конституции, Основной закон имеет высшую юридическую силу, нормы Конституции являются нормами прямого действия, а «законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основании Конституции и должны ей соответствовать». Закон «О выборах Президента» был принят в 1999-м, три года спустя после принятия Конституции, и он ей не соответствует», — заявил он.
Защитник экс-премьера утверждает, что ситуация предельно проста: Закон «О выборах Президента Украины» в этой части противоречит Конституции, и его необходимо привести в соответствие с Основным законом. Но даже если это и не будет сделано до начала избирательной кампании, требования ч. 4 ст. 9 профильного закона не имеют юридической силы и не должны применяться, поскольку:
— Конституция имеет наивысшую юридическую силу;
— нормы Конституции являются нормами прямого действия;
— законы действуют в той части, в которой они не противоречат Конституции Украины.
По словам Власенко, не выдерживает критики и версия о том, что ограничить право Юлии Тимошенко принимать участие в президентских выборах можно на основании ст. 63 Конституции.
«Часть 3 этой статьи гласит, что «осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, которые определены законом и установлены приговором суда». Обратимся к печально известному приговору судьи Киреева: «… назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с запретом занимать должности в государственных органах, связанные с выполнением распорядительных и административно-хозяйственных решений». Любой юрист вам скажет, что должность президента к числу таковых не относится», — заверил он.
Юрист напомнил о том, что Венецианская комиссия неоднократно заявляла о несоответствии демократическим стандартам ограничений пассивного избирательного права в отношении граждан, имеющих судимости.
«Как только из законодательства исчезнут подобные ограничения, исчезнет повод для политических репрессий… Ведь для любого, имеющего глаза, уши и мозги, очевидно, что Юлию Тимошенко бросили за решетку не потому, что она совершила преступление. А потому что власть хочет лишить ее права заниматься активной политической деятельностью, в том числе, — принимать участие в выборах. А хочет она этого потому, что боится Тимошенко. И боится не зря», — заключил Сергей Власенко.