На прошлой неделе в сети Интернет появилось видео с участием кандидата в народные депутаты Украины от ужгородского избирательного округа № 68 Павла Чучки. В нем кандидат матерится на камеру. За два дня количество просмотров видео превысило 30 тысяч. О том, кому было выгодно выкладывать скандальный сюжет в Интернет, кто пустил рекой Уж гроб с надписью "Чучка вон из "Батькивщины" и кто стоит за Павлом Чучкой — в разговоре с ним, передает Gazeta.ua.
Павел Павлович, как бы вы оценили ситуацию перед выборами в целом по Украине?
— Такой напряженной предвыборной кампании не помню давно. Эти выборы похожи на те, которые организовывала и проводила свое время СДПУ (о). Столь жестоко обращаются с учителями, воспитателями детсадов. Их запугивают, репрессируют. Но у меня есть ощущение, что для сознательных, думающих украинцев дошло, что мы сейчас стоим на пороге, не менее важном, чем признание независимости Украины. Сейчас существует угроза российского колониализма, возвращение "совка". Если мы запустим в дом эту дикую силу под названием Партия регионов, то получим худший вариант, чем в Беларуси. Там люди хотя бы экономически защищены, а наш народ слишком беден. Я думаю, что 28 октября люди подготовятся к бою и этим днем выборы не закончатся. Если оппозиционеры не примут в парламенте большинство, то нам конец. В дальнейшем все переговоры будут вестись на Москве-реке, а не над Днепром.
А что происходит на Закарпатье?
— Тотальный подкуп. В округе № 68, который объединяет города Ужгород, Чоп и Ужгородский район, действует ставка в 200 гривен. С этим предложением к избирателям выходят два кандидата и одна партия. Эти 200 гривен вносят существенную поправку в результаты выборов, потому что люди стали беднее, чем еще лет пять назад. Поэтому эти кандидаты и партия получили определенные проценты. Ужгородский округ является интересным. Он объединяет города и села, имеет компактную венгерское меньшинство, численный цыганский электорат, чувствуется мощная оппозиционность ужгородцев, их европейское мышление и, кроме того, в Ужгородском районе живет вождь "регионалов", губернатор Александр Ледида. Однако для "регионалов" на Закарпатье есть серьезная угроза проиграть во всех шести избирательных округах со счетом 0:6. Поэтому наша задача — не дать "регионалам" выиграть выборы. Наконец, я бы сказал, что мы можем стать пионерами. А Закарпатье в целом похоже на паровоз, который должен потянуть за собой Украину в сторону Европы.
На что рассчитывают провластные кандидаты?
— На этих выборах власть собирается обмануть народ всеми возможными способами: припугнуть силой, купить деньгами, выторговать, обменять, зашантажировать и, замаскировавшись в кожу овцы провести в парламент под разными демократическими лозунгами нескольких жирных волков. Люди слабо разбираются в кадрах, потому из-за низкого уровня жизни, им не до того. А это очень опасно. Цель власти — получить одобрение перед Западом, легализовать свою бандитскую суть еще на пять лет. После этого они смогут провозглашать здесь царизм, каганат, отменять Конституцию, избираться в президенты в, так называемом, семейном кругу.
Неожиданности возможны?
— "Инфарктную" неожиданность уже можно предвидеть. Очень удивляет, например, списочный состав партии УДАР. Кроме того, не смогли договориться по округам "Батькивщина" и тот же УДАР. На округах, где были два сильных кандидата от той и другой политической силы, ни один из них не уступил в пользу другого. А там, где были один сильный, а другой слабый, то сильный уступил слабом. Если они сейчас не могут договориться, то что будет после выборов? На Закарпатье, на мой взгляд, сенсаций не будет. Хотя бы потому, что братья Балоги, баллотирующихся по трем округам, имеют достаточно большую политическую историю. Поэтому они свое возьмут. В горном Межгорском районе вообще наблюдается поединок между Александром Кеменяш с "Батькивщины" и Михаил Ланьо из Партии регионов. Поскольку все остальные кандидаты сняли свои кандидатуры. Что будет по ужгородском округа — трудно предсказать. Потому что мы идем на выборы растопыренным кулаком трое кандидатов от оппозиции и два — провластные. И по рейтингу впереди — Чучка.
Как получают благосклонность избирателей кандидаты в народные депутаты?
— Большинство кандидатов вообще не получают благосклонности избирателей. Такие повесили пять билбордов и радуются тому, что придет их минута, когда они вступят в бой как технические кандидаты. Если говорить о кандидатах, которые серьезно идут на выборы, то, как уже говорил, двое из них принимают электорат подкупом. Есть информация, что их популярность в последние месяцы, благодаря деньгам, выросла на 10 процентов.
А как вы агитируете за себя?
— У меня самая дешевая предвыборная кампания, которая только может быть. Как агитирую? Встречаюсь с людьми непосредственно. Закарпатцы меня знают давно, потому веду активную общественную деятельность. Например, с конца 80-х был в Народном Рухе Украины, дважды побывал депутатом Ужгородского городского совета, возглавлял Баранинский сельский совет, веду научную работу, печатаюсь. Однако сегодня я мешаю всем.
Как думаете, что можно сделать в Украине, чтобы изменить ситуацию?
— Во-первых, надо сразу сменить правительство, во-вторых, резко поправить те законодательства, которые не влекут за собой большие бюджетные затраты. Есть законы, к которым надо внести только, как говорят, косметические поправки, а люди уже почувствуют улучшение. К примеру, изменить одну из статей Таможенного кодекса Украины, в которой говорится, что автомобиль с зарубежными номерами может находиться на территории Украины всего пять дней. Если бы эти 5 дней увеличить до 100, то жители приграничных областей могли бы покупать себе за границей хорошие 8-10-летние авто за 1-1,5 тысячи евро, которые никому здесь не вредят. Это маленькое изменение, но существенное улучшение для украинцев.
Какой сценарий, на ваш взгляд, ждет Украину после выборов?
— Несогласие с результатами выборов. Причем, как в провластных, так и в оппозиционных кандидатов. Успокоятся только в том случае, если депутатов в парламент будет набрано в приблизительном расчета 50 на 50. А это будет похоже на патовое болото. Могут успокоиться и в том случае, если в дело вмешаются европейцы. Хотя нынешней власти наплевать на иностранных наблюдателей. Те из них, с кем мне приходилось общаться, уже в шоке от того, что они увидели.
Некоторые политологи предрекают Украине сценарий 2004 года. Как думаете, может повториться "майдан"?
— Не исключаю. Но он будет несколько модифицирован. В 2004 году "майдан" состоялся в одном месте — в Киеве. Сейчас он может происходить по областям, где люди знают конкретное зло в лицо, по адресу, номеру кабинета, чем занимался, какие распоряжения давал, сколько крал. Такими точками могут стать Ужгород, Львов, крупные центры Восточной Украины. А спастись от голодного и униженного гражданина сложно! Не исключаю бунты.
Кто из политиков вызывает у вас симпатию и доверие? С кем, на ваш взгляд, можно работать?
— По всей власти мне симпатичный глубокий патриот, человек с разносторонним опытом, прекрасный специалист — Василий Куйбида. Сейчас он в списке партии "Батькивщина" где-то во второй сотне. Думаю, это несправедливо. Он должен быть, как минимум, в первой десятке. Интересно было бы работать с ужгородским политтехнологом, который сейчас работает в Киеве, Александр Солонтай.
Что думаете о "языковой" закон?
— Абсолютно ненужная вещь. В ответ на этот закон я издал даже "Словарь сепаратиста". Этот закон нужен по двум причинам. Первая — позволяет шовинистам расправить свои крылья, имея и без этого очень много рычагов влияния. Вторая — это закон формально резонирует с европейскими законами о языках национальных меньшинств. Поэтому это чистая демагогия. Взять бы, к примеру, хотя бы Закарпатье, где компактно проживает довольно большая венгерская община. Венгры имеют у нас все: общеобразовательные школы, вузы, газеты, две партии, Генеральные консульства … В какой-то степени это касается и румын, словаков, поляков, а также россиян, проживающих в восточной части Украины. Этот закон был принят для того, чтобы заварить кашу в головах избирателей накануне выборов. Чтобы начали ломаться копья на таких территориях как Закарпатье, Буковина, Галичина … Это идеологическая диверсия против Украины.
Оцените себя: насколько вы готовы идти в Верховную Раду и работать над законотворчеством?
— Как уже упоминал, имею немалый опыт: научный, педагогический, депутатский, опыт в должности сельского головы. За время председательства занимался грантами. Например, с помощью японского и польского грантов, реализовал два серьезные проекты. В первом случае, японцы профинансировали замену всего технологического оборудования в трех детских садах Ужгородского района. Во втором случае договорился с мэром города Кросно и совместно мы подготовили проект, по которому поляки выделили 240 тысяч евро на обустройство мощного спортивно-развлекательного комплекса в селе Баранинцы. Что касается научной работы, то я кандидатом филологических наук. Также владею многими языками: словацкий, чешский, хорватский, польский, сербский, венгерский.
Почему вы решили идти в народные депутаты?
— Имея огромный багаж знаний и опыта, я понимал, что воспользоваться им здесь, пока "наверху" нет порядка, очень трудно. Говорят: "Если хочешь навести порядок в селе, возьми власть в районе. Если хочешь навести порядок в районе, возьми власть в области, а если хочешь навести порядок в области, возьми власть в столице". В парламенте нам нужно будет создать украинскую фракцию, в которую войдут преимущественно депутаты от Западной Украины. Думаю, в нынешнем созыве будет много думающих людей.
Кого из кандидатов по мажоритарке считаете своим конкурентом?
— Всех, кроме кандидатов от Партии регионов.
А кто за вами стоит?
— За мной стоит мешок с долгами. Моя предвыборная кампания дешевая. На сегодняшний день затраты еще не превысили 300 тысяч гривен. Я не раздаю денег и не держу людей в комиссиях.
Может честный человек стать народным депутатом?
— Может, если он идет по партийному списку. Вы скажете, чтобы попасть туда, тоже надо заплатить? Не всем. Думаю, что, например, Мария Матиос, Валентин Наливайченко или Виктор Пинзеник абсолютно ничего не платили. Если говорить о мажоритарной системе, то честный человек может пройти в нардепы, если она известен и имеет деньги, чтобы оплатить официальные процедуры. Если кандидат в народные депутаты идет к людям, то он слышит "дай". Студенты, которые разносят газеты с агитацией по селам, рассказывают, что каждый второй спрашивает: "А когда будете раздавать деньги?". От меня, например, каждый избиратель ждет собственную книгу с автографом. Я научил людей, что я не таможенник, не прокурор — я не имею больших денег. А то предприятие, которое у меня есть (известный в Ужгороде ресторан "Деца у нотаря", — Gazeta.ua), работает на ручки, бензин и на лекарства родителям. Кстати, за 17 лет я даже не выкупил помещение и земельный участок, где расположен ресторан — еще арендую.
Несколько недель назад рекой Уж плыл гроб, на котором было написано ваше имя? Как вы расценили такие действия конкурентов?
— Это повтор того, что я публично делал в 2004 году, когда мы хоронили рыжего таракана Кучму — трижды спускали гроб вдоль Ужа. Это, очевидно, была пародия. Знаю и заказчиков и исполнителей. Это мой конкурент.
На прошлой неделе в сети Интернет появилось видео с вашим участием. Как ваш электорат воспринял это? И кому, на ваш взгляд, было нужно выставлять это видео?
— Это видео 2005 года. В сети Интернет оно было еще в прошлом году. А теперь кто-то из пользователей Facebook вытащил его, поскольку это стало актуальным. Но, я считаю, мне это только прибавило популярности. Даже мои враги признали, что это круто. Говорят, ты наверняка сам это запустил. Но это видео действительно снималось для телевидения, в сюжете за кадром слышать разговор оператора. Поэтому оно не надуманное, а настоящее. А что касается матов, то я еще не видел такого человека, который бы, опустив себе на палец молоток, начала декламировать стихотворение Шевченко "Майские жуки над вишнями гудят". Тем более, в видеосюжете я материл не кого-нибудь, а самого себя. Помню, мы сняли где-то пять или шесть дублей, и когда снимали последний, мне показалось, что я хорошо сказал. Поэтому, когда в очередной раз запнулся, был очень зол на самого себя.