Экс-воспитанники детского дома на Харьковщине хотят закрыть детский дом, где сами росли
На Харьковщине разгорается скандал вокруг детского дома семейного типа, где в разные годы воспитывались около трех десятков детей. Уже взрослые подопечные уверяют: росли в адских условиях, женщина, которой присвоили звание матери-героини (за воспитание 7 собственных детей и 26 ребят из интернатов. — Ред.), морила их голодом, а ее родные дети — избивали приемышей, пишет Сегодня.
Сейчас у Алексея Батракова уже своя семья: жена и двое детей, но еще 15 лет назад он рос и воспитывался в детском доме семейного типа Тамары Май, который находится в Коротиче. «За десять лет, что я там пробыл, не почувствовал ничего хорошего, зато увидел много горя. Мы, первые ее воспитанники, еще как-то выбились в люди. У тех, кто сейчас у нее живет, таких шансов нет. Это не я придумал, так говорят их школьные учителя. Детей нужно спасать, потому что я на себе прочувствовал все «прелести» жизни у этой женщины», — говорит Батраков. Мужчина уверяет, что все детство проходил голодным, а вместо занятий в школе работал на благо родных детей временной мамы. «Она на нас наживалась. Государство ей выделяло деньги на приемных детей, землю для ведения хозяйства, однако все это шло ее родным детям. Мы сейчас без жилья, зато у всех свои травмы родом из детства», — говорит Батраков, показывая шрам на спине. Увечье появилось после того, как мальчишка взял без спроса ломоть хлеба. «Она била меня за это шлангом от насоса с металлическим наконечником. Уже спустя много лет, когда доктор увидел этот шрам, сказал, что еще бы на пару миллиметров ниже, и я бы не смог ходить. У моей 30-летней сестры сейчас постоянные головные боли, потому что ее она била по голове, приемному сыну Сергею в 2,5 годика она и вовсе сломала ногу кочергой за то, что он обмочился. Ее родной сын Богдан мог на мини-тракторе ездить по ногам приемных детей, а другой — Николай, когда отправлялся собирать траву для домашних животных, брал с собой приемных девочек и потом залезал у ним в трусики», — продолжает шокирующий рассказ Батраков.
Мужчина говорит: начав жизнь вне приюта, желал забыть все ужасы, но, увидев приемную маму и нынешних воспитанников по телевизору, понял, что детей нужно спасать. «Мы уже обратились в мэрию Харькова, готовим обращение в суд. Хотим, чтобы этих детей у нее отобрали и поместили туда, где они смогут нормально расти и получать образование», — говорит Батраков. Вместе с ним против приемной мамы выступают еще шестеро экс-воспитанников. Все, как один, уверяют: ничего хорошего от пребывания там вспомнить не могут. «Единственное воспоминание, как мы ходили голодные, и работали, работали, работали. Это не та женщина, которой можно доверять воспитывать детей», — уверяет еще один приемный сын Алексей Затула.
ВЕРСИЯ МАМЫ. Сама Тамара Май уверяет, что никогда не обижала ни одного из своих воспитанников, не делила детей на своих и приемных и не позволяла издеваться одним над другими. «Я много лет воспитываю детей, ко мне часто приезжают различные комиссии, и все пишут акты, что у меня все хорошо в доме. А эти ребята, что сейчас обвиняют, — ну что поделаешь, воспитала Иуд. Но я им помогала до последнего, даже после того, когда государство перестало выдавать мне на них деньги, они все равно у меня жили, я им помогала материально. Батраков ко мне попал из интерната тяжелым мальчиком: он оттуда убегал, воровал, видимо, я его так и не смогла перевоспитать. Но большинство моих воспитанников устроились в жизни, получили образование и теперь хорошо живут, имеют свои семьи», — говорит Май. В подтверждение своих слов женщина передают трубку своей уже взрослой воспитаннице, у которой два высших образования, она во всем поддерживает маму и недоумевает, отчего поднялась шумиха. «Я не понимаю, почему они так поступают, просто неблагодарные. Мама их на работу устраивала, а они продались. Вот они говорят, что она на нас наживалась, а у нее ничего нет, она вся в долгах, ходит, как оборванка. Просто мама кому-то мешает, она всегда говорит правду, вот люди и действуют против нее, подкупив при этом ее детей», — уверяет Екатерина Четвергова, не уточняя, кто настроен против воспитательницы-героини.
КОММЕНТАРИИ ЧИНОВНИКОВ. Чиновники не принимают ни одну из сторон конфликта, но на воспитание в Коротич детей не дают. «Тамаре Николаевне уже 72 года, она создала первый детский дом 25 лет назад, — рассказала «Сегодня» вице-мэр по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. — Никакого опыта у нее не было, никаких курсов, которые помогли бы довести начатое до логического завершения. Как мы видим сейчас, получилось не все». Однако в этой ситуации, считает вице-мэр, нельзя считать пострадавшей только одну из сторон. «Пострадали и дети, которые не всегда могли найти общий язык с Май, и она тоже пострадала, поскольку взяла фантастическую нагрузку, с которой не могла справиться. Лично я считаю, что ей пора остановиться», — говорит Горбунова-Рубан. Из-за вышеуказанных факторов чиновники недавно отказали женщине, когда она пришла с просьбой отдать на воспитание новых детей. Однако воспитательница взяла под опеку шестерых малышей из Кривого Рога. «Считаю, что криворожские соцслужбы поступили неправильно, не посоветовавшись с коллегами из местных служб», — возмущается чиновница.