Пт. Апр 19th, 2024

24_mainУ нас пока не помилован ни один «пожизненник», а женщины приговариваются к «вечным» срокам среди государств бывшего СССР только в Украине, пишет Сегодня.

Украина установила печальный рекорд: обогнала Россию по количеству пожизненно заключенных. У нас их на сегодня 1845, а в РФ — 1841. И это при том, что всего зеков у нас около 140 тысяч (см. инфографику), а в России свыше 800 тысяч. Конечно, тюремщики тут ни при чем, они лишь исполняют приговоры, так решают наши суды… А как работает наша пенитенциарная система, чем она отличается от «совковой», как сидят и могут ли выйти пожизненники, бывают ли побеги? Об этом и многом другом «Сегодня» в эксклюзивной беседе рассказали начальник Департамента охраны, надзора, безопасности, режима и контроля за исполнением судебных решений Госпенитенциарной службы Украины (ГПСУ) Александр Кислов и начальник управления контроля за исполнением судебных решений того же Департамента Вячеслав Федоренко.

Суд ныне не указывает, где и как кому сидеть, — говорит Александр Иванович. — Он выносит приговор, а уже в нашей службе определяют, кого на какой уровень безопасности и куда именно отправить. Руководствуются при этом в основном двумя факторами: тяжестью преступления и наличием прошлых судимостей. Конкретно решают на местах региональные комиссии. Но если речь идет о максимальном уровне, то это решение принимают в центральном аппарате службы.

Возьмем ограничение свободы. Это относительно новый вид наказания, предусмотрен современным Уголовно-исполнительным кодексом. Содержатся осужденные в исправительных центрах — открытых учреждениях, куда направляются получившие приговор за незначительные преступления. Нечто похожее раньше называлось спецкомендатурами, а в быту — химией. Живущие в этих центрах могут работать за их пределами, но при сопровождении и под контролем наших сотрудников. Осужденные имеют право хранить при себе ценные вещи и деньги, то есть режим у них достаточно вольный. Живут в комнатах по несколько человек или в общежитии-казарме.

По словам офицеров, лишение свободы имеет несколько уровней безопасности. Минимальный уровень с общими условия содержания — это то, что ранее называлось общим режимом. Туда попадают в основном осужденные за мелкие и средней тяжести преступления, совершенные впервые. А также те, кто совершил даже очень тяжкое преступление (например, убил) в несовершеннолетнем возрасте. Есть также минимальный уровень с облегченными условиями, это колонии-поселения. Туда попадают совершившие преступления по неосторожности, ДТП и т. п. По сути своей эти учреждения примерно одинаковы с исправительными центрами.

На средний уровень безопасности попадают за тяжкие и особо тяжкие преступления, причем есть средний уровень отдельно для впервые осужденных, а есть — для неоднократно судимых. Максимальный уровень тоже есть двух видов: с содержанием в обыкновенных жилых помещениях и камерное содержание.

— По закону в Украине должны быть арестные дома, — продолжает полковник Кислов, — где бы содержались люди, приговоренные судом к такому наказанию, как арест до 6 месяцев (а всего в Украине 12 видов уголовных наказаний, от штрафа до пожизненного заключения. — Авт.). Но, увы, не хватает финансирования. Потому мы на базе существующих создаем учреждения исполнения наказаний, куда входят СИЗО, сектор максимального уровня безопасности и помещения для исполнения ареста. Возьмем, к примеру, Криворожское учреждение №3: там есть участок для пожизненно заключенных, есть максимальный уровень безопасности с помещениями камерного типа (тут сидит разоблачитель «оборотней» Юрий Нестеров, о чем материал рядом. — Авт.), есть СИЗО с подследственными, а также там отбывают срок получившие по суду арест.

_01_70

В ТЮРЬМУ — НАВЕК. Пожизненников с каждым годом становится все больше. В среднем за год прибавляется около 100 человек. Сейчас мест их содержания уже 18, и все равно помещений не хватает. Ныне надо вывезти из разных СИЗО более 200 человек, чьи приговоры о пожизненном заключении вступили в силу. Но вывозить пока некуда.

Для пожизненников по инициативе  ГПСУ с 2010 года в кодекс введена так называемая прогрессивная система отбытия наказания. Пожизненник, отсидев 20 лет в одиночной (или на двоих) камере, переводится, если нет замечаний, в многоместную. Если там отсидит еще 5 лет без нареканий, то выйдет из камеры в казарму на максимальном уровне безопасности. Кроме того, осужденный пожизненно в любом случае после отбытия 20 лет наказания может подать прошение о помиловании. Если помилуют, то ему пожизненное заключение заменяется на определенный срок — не менее 25 лет. Ни одного пожизненника еще не помиловали, хотя прошения в АП поступают с 2011 года, потому среди юристов идут споры, от какого момента отсчитывать эти 25 лет. Многие считают, что от момента начала отбытия наказания, но есть и такие, кто полагает: с момента помилования (тогда всего получается минимум 45 лет заключения). Но в любом случае на эти 25 лет после помилования распространяются все льготы, положенные заключенному, включая условно-досрочное освобождение.

Осужденные пожизненно, хотя и не везде, но работают, не по желанию, а по решению администрации. Уклонение от работы — нарушение (хотя обычно осужденные работают охотно, это разнообразит их жизнь и дает немного заработать). Местом работы может быть камера, где он сидит (туда ставят оборудование, например, швейное), либо специальная камера для работы.

Украина — единственная из стран СНГ, где пожизненное заключение распространяется на женщин. В законе РФ прописано, что пожизненное заключение не применяется к женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 60 лет. У нас нельзя осуждать пожизненно совершивших преступления до 18 и старше 65 лет. В Украине 23 осужденных пожизненно женщины, сидят они все в специальном секторе на территории Качановской колонии в Харькове, в которой числится и Юлия Тимошенко. Сидят они не в камерах, а в комнатах, и у них не максимальный, как у мужчин, а средний уровень безопасности (это и длительные свидания, и другие льготы). У мужчин-пожизненников — только краткосрочные свидания от 2 до 4 часов и лишь раз в квартал. Зато телефонные звонки и посылки — без ограничений. Одно время готовился законопроект, чтобы к женщинам пожизненное не применять. Но его отклонили по тем соображениям, что, мол, гендерная политика подразумевает равенство полов во всем, и в этом тоже…

СВОБОДА УСЛОВНО. При ус­­ловно-досрочном (УДО) освобождении человек выходит на свободу и становится обычным гражданином. Но если за определенное время снова нарушит закон, то к наказанию приплюсуют не отбытую часть предыдущего срока. Админнадзор за такими людьми не осуществляется (его применяют до трех лет лишь к злостным нарушителям режима в колонии, которые вышли «по звонку», и к тем, кто отбыл срок за наркоманские преступления). На УДО теоретически право имеют буквально все, кроме пожизненников. Для особо тяжких преступлений право на УДО наступает (при примерном поведении заключенного) по отбыванию  3/4 наказания, для других — 2/3 срока. Материалы на УДО готовит колония, решение принимает суд. Впрочем, был один случай, когда и осужденный пожизненно ушел условно-досрочно. Дело в том, что гражданин Украины был осужден в Венгрии за убийство к пожизненному заключению, но с возможностью выхода по УДО после отбытия 18 лет. Венгрияего выдала в Украину, наш Верховный суд пересмотрел приговор и оставил его формулировку (венгерскую) в силе. В итоге он отбыл эти 18 лет и стал обращаться в разные судебные инстанции, мол, исполняйте то, что записано в приговоре. И районный суд постановил выпустить его по УДО. Сейчас этот человек на свободе, говорят, стал очень религиозным.

ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ. Пос­леднее такое ЧП было 10 ноября 2007 года в 60-й колонии.

— Трое осужденных пожизненно получили в консервных банках пистолеты, — вспоминает полковник Кислов. — Ранили прапорщика, но он успел нажать тревожную кнопку. Часовой на вышке осветил беглецов прожектором, и они не пошли на периметр, а ворвались в цех, где захватили в заложники пятерых заключенных. Обезвредил захватчиков луганский спецназ. Весь бунт продолжался около трех часов, в ходе штурма один из бунтарей погиб. А сейчас в ГПСУ спецназа уже нет, есть территориальные военизированные формирования на местах дислокации спецназа (Житомир, Киев, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Луганск). Благодаря усилиям правозащитников изменилось не только название, но и ряд функций урезан. Например, теперь эти бойцы уже не могут обыскивать заключенных…

75309587

«Скажи, зачем ты убил Гонгадзе?»

Как мы на днях сообщали, разоблачителя банды «оборотней» Юрия Нестерова, которому суд, несмотря на заслуги, отмерял 10,5 лет заключения, отправили отбывать наказание в Кривой Рог, в тюрьму, которую называют за круглую форму «Бубликом». У него уже побывала жена Тамара (поженились они в 2010 году прямо в помещении изолятора СБУ, где Юра провел 4 года, свидетелями были руководители изолятора). Вот что Тамара рассказала «Сегодня».

«Приговор вступил в законную силу (после кассации) 23 апреля. Но относительно мужа Высшим спецсудом определены особые меры безопасности, потому так долго подыскивала Госпенитенциарная служба место, куда его отправить. Юре незадолго до отправки сообщили, что безопасность будет обеспечиваться максимальной изоляцией осужденного, контакты с другими зеками будут исключены. Хотя одиночка вообще-то считается наказанием, но по-­другому, видно, нельзя.

Ради безопасности сотрудники СБУ доставили его прямо к вагону для транспортировки осужденных (так называемый вагонзак или столыпинский вагон). Сутки этот вагон следовал до Днепропетровска. Как потом рассказал мне Юра, никаких мер безопасности во время следования, увы, не применяли, он ехал вместе с другими зеками. Но все знали, что едет какой-то необычный заключенный, потому что его личное дело в виде большой опечатанной коробки находилось у конвоя (другие зеки имели документы на руках). И непонятно, кто пустил слух, что Юра — не кто иной, как… убийца Гонгадзе (может, спутали с генералом Алексеем Пукачем, который, действительно, многие годы просидел рядом с Юрой в изоляторе СБУ, да и сейчас там. — Авт.). Видимо, сопоставили такие факты, как спецдоставка работниками СБУ и опечатанное многотомное дело. К Юре постоянно обращались и зеки, и даже конвоиры: мол, ты правда убил журналиста? Расскажи, зачем это сделал? По прибытию в Днепропетровск «пассажиров» вагонзака отвезли в СИЗО №89. И там Юра провел еще две недели. Воспоминания — самые негативные. После покушения (в Нестерова и охранявшего его офицера ГУБОП Владислава Кошмякова несколько лет назад стреляли и бросили в подъезде гранату. — Авт.) и связанной с этим контузией у мужа появились серьезные проблемы со здоровьем. Пока сидел в изоляторе СБУ, врачи расписали ему схему лечения, я купила дорогостоящие лекарства, которые Юра по графику принимал. А в СИЗО №89 эти лекарства у него… отнял тюремный врач!

nester__

Тома и Юра. Только что поженились в изоляторе СБУ.

В Криворожском учреждении по исполнению наказаний максимального уровня №3, куда затем попал муж, около года назад сменилось руководство и теперь там просто образцовый порядок. Юру поселили в камеру-одиночку, но мы попросили администрацию кого-нибудь к нему подселить. Там ведь нет камер видеонаблюдения, как в изоляторе СБУ, потому, если, скажем, схватит сердце, то и помочь некому будет.

В этой тюрьме везде абсолютная чистота, персонал вежливый и предупредительный. Да, это, как говорят, «красная зона», то есть тут командует администрация, а не воры. Но при этом права заключенных не нарушаются, все, что положено по закону они имеют. Впрочем, Юра поставил перед администрацией вопрос о пище, так как отравления он по-прежнему не исключает. Ему было бы проще, если бы питался в общей столовой. Потому что тогда он мог бы неожиданно взять не ту тарелку, которую ему предложили, а любую другую.

Юру водят вне камеры только одного, в сопровождении 4-х охранников. Пересечения с другими зеками исключены. И в прогулочный дворик (час в день) приводят одного. Он там душу отводит: это не просто бетонный колодец, а именно дворик со спортивными снарядами, по которым муж давно скучал».

Вор в законе лечит туберкулез, а всех беглецов поймали

В Украине отбывает пожизненный срок один вор в законе. Это Артур Ерошевский, расстрелявший посетителей в одесском баре. Он сидит в 61-й колонии, которая, по сути, тюремная больница. Артур прибыл с туберкулезом, лечится, находясь в обычной камере, получает таблетки, прочие процедуры по потребности. Всего же в этой колонии-больнице — 31 пожизненник. А вообще есть перечень болезней, из-за которых суд может вообще отпустить человека на свободу. Таких за полгода в Украине освобождено 425 человек. Пожизненников среди них нет, да они, как правило, и здоровее других, потому что изолированы от массы заключенных, следят за собой, спортом занимаются. И не только: во Львове сидит пожизненник, который за тюремные годы досконально изучил английский и испанский языки, рассчитывает когда-то выйти и применить свои знания.

Что касается побегов, то в этом году, рассказали офицеры, уже было 4, но больше суток никто на свободе не продержался. Два побега было из СИЗО и два — из колоний. Чаще всего бегут те, кто работает в хозобслуге. Последний побег — как раз такой, из Лукьяновского СИЗО в Киеве.

от UKRNEWS24

0 0 votes
Рейтинг статьи
Notify of
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x