На круглом столе Британско-украинского общества в Лондоне, что проходил в день голосования на президентских выборах в США, 6-го ноября, украинский посол Владимир Хандогий вызвал недвусмысленные улыбки со стороны участников заявлением, что такое совпадение символическое и, американские и украинские выборы очень похожи, поскольку никто не может предсказать результата.
Отличия проявились уже на следующий день, когда американцы избирательный процесс успешно закончили и имели общепризнанного победителя, а в Украине и через две недели после голосования в ряде округов длился скандальный процесс подсчета. Поэтому тему сходства украинских выборов с американскими больше не развивали.
Партию регионов на лондонских дискуссиях представлял Леонид Кожара, который в прошлом составе Верховной Рады был заместителем председателя Комитета по иностранным делам. Он, казалось, был полностью доволен тем, как в Украине подводили итоги выборов, заявив, что наибольшие задержки с определением результатов происходили в округах, где боролись не за партийные, а за мажоритарные мандаты.
ан Кожара заявил, что его партия проблем на выборах практически не имела. Ответственность за хлопоты он переложил на оппозицию. Он даже выразил сочувствие лидеру партии УДАР Виталию Кличко в связи с тем, что в оппозиции оказалось так много мощных лидеров, с которыми ему придется бороться на следующих президентских выборах. А дальше депутат-регионал решил поделиться в Лондоне своей озабоченностью. «… Две очень радикальные партии из крайнего левого и крайнего правого крыла получили большую часть украинских голосов. Это означает, что будет новый привкус в украинском парламенте. Все дискуссии будут жестче, чем раньше. Возможно, будет даже больше драк в парламенте … но моя партия участвовать в них не будет, коммунисты будут иметь очень мощных оппонентов в виде партии «Свобода». Но при этом Пан Кожара забыл упомянуть, что регионалы с коммунистами на протяжении нескольких лет были партнерами. Больше о коммунистах Леонид Кажара не вспоминал, а отдельно остановился на ВО «Свобода»: «Мы все обеспокоены заявлениями«Свободы», особенно в отношении национальных меньшинств. «Свободе» не хватает толерантности, и мы особенно обеспокоены их антисемитскими заявлениями». «Нацистская и фашистская идеология в Украине запрещена, «Свобода» является маргинальной. Я могу заверить вас, что моя партия никогда не позволит «Свободе» перейти границу».
Правда дальше в дискуссии Леонид Кожара фактически был вынужден признать, что некоторые шаги именно его партии и в, частности, утверждение печально известного закона о языках, подтолкнуло многих украинцев голосовать за партию, которая обещает противодействовать антиукраинским шагам власти.
Британский депутат-консерватор Джон Виттингдейл, который был участником круглого стола, высказал свою точку зрения относительно «Свободы», поскольку непосредственно присутствовал на нескольких избирательных участках в Украине во время выборов. При этом он не подал признаков слишком большой обеспокоенности партией «Свобода». Он возразил утверждениям, что свободовцы представляют фашистские или даже неонацистские взгляды. Выводы господин Виттингдейл сделал самостоятельно — на основе собственного опыта и разговоров с людьми, которым есть основания доверять.
Британский депутат выразил мнение, что сам факт того, что украинские избиратели имели возможность выбора из различных партий и возможность проявлять свой протест с помощью избирательных бюллетеней, является положительным признаком.
Он, правда, признал, что может оценивать ситуацию лишь в общих чертах. Другие его предостережения были скорее техническими. Джон Виттингдейл рассказывал, что некоторые украинские избиратели жаловались ему на веб-камеры на избирательных участках, потому что не верили, что эти камеры использовались по прямому предназначению.
Британский парламентарий также был немного смущен видом прозрачных урн для голосования, в которых можно было видеть отдельные бюллетени с обозначенными голосами.
Главной темой лондонского обсуждения должна была быть оценка перспектив сближения Украины с Европой, но именно на эту тему слишком оптимистичных заявлений не прозвучало.
В зале не единожды прозвучали слова о «выборочном применение судопроизводства» и реплики аудитории создавали впечатление, что именно судьба Тимошенко остается символом сущности действующей украинской власти.
Леонид Кожара сослался на пример суда над бывшим румынским премьер-министром Адрианом Настасе, обвиняемым в коррупции. Он также попытался доказывать, что официальный Киев просто не имеет достаточных возможностей, чтобы должным образом разъяснить свою позицию в Европе.