В Украине только каждый пятый знает, за кого голосовать: политологи объяснили настроение граждан, пишет “Сегодня”.
Хотя до выборов остается меньше месяца, социологи фиксируют, что около 20% тех, кто хочет пойти на выборы, до сих пор не знают, за кого им проголосовать. Причин этого две: во-первых, отсутствие в бюллетенях графы «Против всех», которая оставляла выбор даже тогда, когда его нет. Во-вторых, белые пятна в спектре партий, не заполненные серьезной политсилой. Каких именно партий не хватает этим 20%? Кого они выберут в конечном итоге? От ответа на эти вопросы может зависеть судьба выборов — ведь 20% в чью-либо пользу способны перевернуть всю нынешнюю электоральную картину.
По мнению политолога Владимира Фесенко, избиратели, которые выбрали бы ныне отсутствующую графу, определятся просто: «Они проголосуют ногами, то есть не придут на выборы. Кроме того, на выборы, в конечном итоге, не придет и часть тех, кто сейчас еще пытается сделать выбор между партиями, но к 28 октября его так и не сделает. Потому следует ожидать, что явка на нынешних выборах окажется ниже, чем на последних парламентских и президентских, — вместо обычных 65—70% следует ожидать где-то 60% в целом по стране и 50% по большим городам, в которых процент голосовавших против всех был наиболее высоким».
НЕ ТЕ ЛОЗУНГИ. Что касается тех, кто не собирается голосовать против всех, но не видит своей партии в бюллетене, здесь мнения политологов расходятся. Так, Михаил Погребинский считает, что значительная часть неопределившихся — это наемные работники: «Многих избирателей интересуют не гуманитарные лозунги или внешняя политика, а социальный взгляд на общество. Они не видят, чтобы какая-либо партия четко и внятно выступала за интересы наемных работников. Вместо того, чего они ожидают, партии выступают за интересы собственников — крупных или мелких, а наемных работников не защищает никто. Этому есть объективные причины: на Западе роль такой партии играют социал-демократы, которые финансируются мощными профсоюзами. У нас же таких профсоюзов нет, потому любая партия вынуждена идти за поддержкой к олигархам и, соответственно, защищать их интересы. В результате на месте социал-демократов у нас вакуум. На старте кампании казалось, что такую роль будет играть Королевская, но сейчас она говорит только о свободе бизнеса. Что касается КПУ, то мотивов голосования за нее два — ее последовательная позиция по сближению с Россией и ностальгия по СССР. Никто всерьез не верит, что они «вернут страну народу», потому что никто не верит, что у коммунистов будет реальная власть». За кого же проголосует потенциальный электорат эсдеков? «У них не останется выбора, кроме голосования по идеологическим мотивам — то есть за Партию Регионов и КПУ на Востоке и за оппозицию на Западе».
НОВЫЕ ПР И БЮТ. По мнению Владимира Фесенко, основу неопределившихся составляют разочарованные избиратели ПР и БЮТ: «В случае с ПР это те, кого «покращення» не коснулось или коснулось недостаточно. Правда, часть этого электората регионалам удалось вернуть благодаря активной пропаганде и закону о языках, но не всех. В случае с «Батькивщиной» — ее бывшим избирателям не хватает «персонифицированной надежды», то есть они не видят лидера, которому могли бы поверить. И дело даже не в отсутствии Юлии Тимошенко — они скорее готовы поверить какой-нибудь новой яркой личности. Потому выбор бывшего электората ПР и БЮТ на этих выборах может оказаться разным: в то время как неопределившиеся экс-регионалы, скорее всего, вернутся к выбору ПР, неопределившиеся экс-бютовцы, скорее всего, выберут Кличко, который больше соответствует их видению образа «новой оппозиции».
ПР ГОТОВЫ К КОАЛИЦИИ. Так, начальник штаба ПР Андрей Клюев заявил, что регионалы готовы в новом парламенте создавать большинство со всеми партиями. А лидер УДАРа Виталий Кличко вчера же заявил, что его партия будет сотрудничать с «Батькивщиной».