По итогам нового расследования по сражению в Иловайске можно сделать вывод, что ответственность за несвоевременное принятие решений, неадекватную оценку обстановки и за погибших несут прежде всего командующий АТО Виктор Муженко и министр обороны Валерий Гелетей, которые владели обстановкой и не среагировали.
Такие новости сообщил известный журналист Юрий Бутусов.
«Новое расследование по сражению в Иловайске — командующий войсками сектора «Д» Петр Литвин дал интервью… и подтверждает свои слова журналом боевых действий сектора «Д». Так вот: можно однозначно сделать вывод — ответственность за несвоевременное принятие решений, неадекватную оценку обстановки, за погибших несут прежде всего командующий АТО Виктор Муженко и министр обороны Валерий Гелетей. С них первых надо начинать определять меру вины. Потому что они владели обстановкой — и не среагировали», — сообщил он.
По словам Бутусова, Муженко и Гелетей получили достоверную информацию о российском наступлении еще днем 23 августа.
«У Минобороны и командования АТО были как минимум сутки для реагирования на возникшую угрозу.СУТКИ до того, как российские танки вышли на дорогу Старобешево-Кутейниково. Но вместо адекватного реагирования на угрожающее изменение обстановки и спасения жизней личного состава и боевой техники, Муженко и Гелетей обрекли окруженные войска своим бездействием и безответственностью на кровавый прорыв», — подчеркнул журналист.
Он отметил, что из Иловайска выходило от 970 до 1100 человек, а «вернулись к своим в настоящее время 647 украинских воинов».
«Погибших — не 108, как утверждает Гелетей, а не менее 200. Много пленных», — заявил Бутусов.
«Информация о масштабном российском вторжении в районе Амвросиевки, в результате которого произошло окружение наших войск под Иловайском, была получена из Государственной пограничной службы и наших источников 23 августа, накануне Дня независимости. Примерно в 14.30 мы доложили о переходе российскими частями государственной границы и их продвижении в направлении Амвросиевки. Далее в течение дня такие доклады передавались неоднократно. Эти данные полностью подтверждались информацией от Государственной пограничной службы. Также информация поступала и от отдельных групп спецподразделений, которые находились вблизи наших границ.
На очередной доклад в штаб АТО о передвижении российской техники начальник штаба АТО генерал-майор Назаров коротко ответил: «Это все хе.ня. Мы это уже проходили. Держитесь». И повесил трубку.
Вечером, 23 августа, я был вызван на связь (через Главный командный центр Генштаба) с Начальником Генерального штаба. Поскольку он в этот момент находился в кабинете Министра обороны Украины, меня соединили с Министром.
Министр заслушал информацию и передал трубку командующему АТО, начальнику Генерального штаба Виктору Муженко. Выслушав мой доклад о российском наступлении и об обстановке в секторе, он ответил: «При смене обстановки докладывайте установленным порядком». И все…
Утром, 24 августа, для личного подтверждения и проверки информации на трассу в районе Амвросиевка—Кутейниково выехал начальник штаба сектора «Д» полковник Ромигайло. Полковник находился в «зеленке» вблизи дороги, когда мимо него, в десяти метрах, вглубь нашей территории проследовала большая колонна одной из батальонно-тактических групп РФ. Прямо оттуда Ромигайло позвонил начальнику Генерального штаба и доложил, что наблюдает своими глазами наступление крупных бронетанковых частей РФ в тыл наших позиций. В ответ генерал Муженко сказал:
«…Это всего лишь демонстративные действия», — рассказал Литвин.
Бутусов, в свою очередь, напомнил, что трассу на Иловайск российские войска перерезали примерно в 16:00, а полное кольцо окружения было замкнуто только 27 августа.
«Но за все это время разрешения на отход войскам так и не дали, наоборот — требовали «Держаться!» — подчеркнул он.
«Имея полную и многократно подтвержденную информацию о российском наступлении, Гелетей и Муженко нашли время отправиться на военный парад и получить внеочередные звезды и награды!» — добавил журналист.