В так называемом «газовом деле» Юлии Тимошенко, наконец поставлена точка. На минувшей неделе Верховный суд Украины (ВСУ) установил то, о чем все эти три страшных года знал и говорил весь мир: экс-премьер не совершала преступления при заключении газовых контрактов между НАК «Нафтогаз України» и РАО «Газпром» в 2009 году. А судилище было организовано режимом Януковича только для того, чтобы убрать с политической арены одного из сильнейших игроков, пишет gazetavv.com.
ТОЧКА В ГРЯЗНОМ ДЕЛЕ
«Верховный суд в полном составе (42 судьи) на своем заседании, учитывая решение Европейского суда по правам человека, признал, наконец, то, что на протяжении трех лет признавало международное сообщество, политики и юристы: в 2009 году Юлия Тимошенко никаких преступлений не совершала», — заявил защитник экс-премьера Сергей Власенко, демонстрируя вердикт суда.
По его словам, Верховный суд установил, что Юлия Тимошенко, как премьер-министр, действовала законно и не совершала никакого преступления при заключении НАК «Нафтогаз України» и РАО «Газпром» газовых контрактов. В ее действиях не было даже намека на превышение служебных полномочий. Следовательно, высосанное из пальца дело закрыто из-за отсутствия не только состава, а и события преступления.
В решении ВСУ сказано: «…Кабинет министров Украины не наделен полномочиями утверждать директивы для субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому выдача Тимошенко директивы для делегации НАК «Нафтогаз України» по заключению контракта купли-продажи природного газа в 2009–2019 годах не может расцениваться как превышение власти и служебных полномочий. Исходя из положений норм закона, Верховный суд пришел к выводу об отсутствии в данном уголовном деле события преступления, предусмотренного ст. 365 УК Украины».
Как отметил Сергей Власенко, решение Верховного суда лишний раз доказывает: преследование Юлии Тимошенко не имело юридических оснований, а было лишь исполнением политического заказа: «Наконец поставлена жирная точка в «газовом деле». Подчеркиваю, всем составом Верховного суда Украины… И таким образом признано: все, что происходило с экс-премьером в течение трех лет, было не чем иным, как политической репрессией и политически мотивированной пропагандой предыдущего режима с целью уничтожения основного оппозиционного политика — Юлии Владимировны Тимошенко».
Сергей Власенко также назвал ложью заявления предыдущего режима о том, что Украина якобы платит самую высокую в Европе цену за газ.
«На протяжении трех лет тиражировались пропагандистские слухи, будто Украина получала газ по самой высокой цене в Европе. Это неправда. Это такая же ложь, как и то, что Тимошенко что-то нарушала. В 2012-м, когда Македония платила по 570 долларов, а Польша — по 540, Украина без скидки должна была отдавать около 500 долларов. А на самом деле получала газ по 400 долларов. Поэтому ни о какой самой высокой цене мы говорить не можем. Верховный суд Украины подтвердил то, что было установлено Европейским судом по правам человека: никакого суда по делу Тимошенко не происходило. А судья Киреев действовал произвольно и предвзято, просто исполняя политический заказ. Надеюсь, что в ближайшее время будут поставлены точки во всех остальных вопросах, связанных с политическими преследованиями Юлии Тимошенко», — подчеркнул Власенко.
ПОИСК СТАТЬИ В СТОГЕ «СЕНА»
Травля Юлии Тимошенко началась едва ли не с первого дня прихода Януковича к власти. Но сначала об уголовном преследовании и речи не было, даже «регионалам» не сразу пришло в голову, что в деятельности экс-премьера можно искать криминал. Затем пришло. И, таким образом, хронология заключения Юлии Тимошенко навсегда вошла в анналы новейшей истории Украины. Черным пятном юридического, а главное — политического беспредела.
Сначала Янукович и компания даже не могли придумать, в чем обвинять экс-премьера. Еще в 2010 году правительство Азарова провело так называемый аудит Кабмина Тимошенко. К проверке для пущей важности привлекли две фирмы из США — Trout Cacheris и Akin Gump. Самое интересное, что посольство США от этих компаний открестилось, но украинская власть сей факт умолчала.
КРУ Минфина объявило о 43 млрд гривен «злоупотреблений». Но всего через месяц сумма сократилась в 15 раз. И оказалась вообще не «хищениями», а перечисленными в Пенсионный фонд средствами (320 млн евро), которые были получены от продажи Японии «квоты на выброс парниковых газов».
Так называемое «киотское дело» закончилось ничем. Но власть продолжала искать возможность убрать Тимошенко с политической арены, упрятать ее за решетку, причем желательно надолго. Ее тягали на допросы, запугивали, пытались сломить морально.
В марте 2011-го в парламенте создали следственную комиссию. Она должна была искать «признаки госизмены в сфере экономической безопасности Украины». Но, похоже, подогнать под эту формулировку хоть какую-то доказательную базу не получилось. Спустя без малого месяц глава следственной комиссии, тогда еще «регионалка» Инна Богословская заявила: «Сегодня мы предоставляем отчет о первом этапе работы ВСК… Тимошенко подделала директивы газовых соглашений на переговорах с Россией».
Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. То есть теперь лидера оппозиции будут обвинять в подделке документов? Звучит как фарс даже для идеологических противников Тимошенко.
В прокуратуре поняли, как нелепо выглядело бы такое обвинение, и в тот же день, 11 апреля, замглавы ГПУ Ренат Кузьмин заявил, что дело в отношении Юлии Тимошенко возбуждено уже «за превышение власти и служебных полномочий при заключении газовых соглашений с Россией в 2009 году». Тот же фарс, но хотя бы звучит не так глупо, как «подделка документов».
После этого заявления представители Партии регионов как с цепи сорвались. Тимошенко обвиняли в «предательстве национальных интересов Украины», сговоре в пользу России и т.д и т.п. И не важно, что впоследствии играть на руку Путину почти не таясь стал сам Янукович. И сбежал не куда-нибудь, а под крыло к хозяину. А Тимошенко продолжала отстаивать интересы Украины даже во время судилища, даже в тюрьме, даже когда оказалось, что все рычаги влияния в стране — в руках олигархата.
«Регионалам» громогласно подпевал владелец «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ. Еще бы, ведь именно его Тимошенко в свое время отодвинула от газовой кормушки, не позволив наживаться на госконтрактах. И как-то так, при полной поддержке обиженного Фирташа и боящегося Тимошенко как огня Януковича ГПУ дошла до того, что обвинила ее в нанесении ущерба государству в размере 1,5 млрд грн.
УЩЕРБ БЕЗ УЩЕРБА
Постановление о привлечении в качестве обвиняемой по «газовому делу — 2009» инкриминирует Тимошенко два деяния. Первое — превышение полномочий: единоличное подписание «директив правительства», на что она якобы не имела права по Закону «О Кабинете министров». Второе — нанесение ущерба: «тяжкие последствия для «Нафтогаза», выразившиеся в «увеличении расходов на приобретение импортного газа для производственно-технических нужд на 194 млн 600 тыс. долл., или 1,5 млрд грн».
Тимошенко ничего не стоило отмести нелепые обвинения. Во-первых, никаких директив Кабмина она не подписывала, да и не могла. На документе, который следствие почему-то с упорством осла называло директивами правительства, не было ни слова о Кабмине. Это были директивы премьера министру топлива и энергетики. Минтопэнерго, в свою очередь, приказало «Нафтогазу» подписать договора. И где здесь нарушение? Премьер-министр имеет полное право отдавать приказы Минтопэнерго. За которым закреплено управление «Нафтогазом».
Что касается мифического ущерба, то вообще не понятно, как в ГПУ умудрились его насчитать. Справка международного ежегодного аудита по «Нафтогазу» за 2009 год указывает, что общая стоимость израсходованного технологического газа была меньше, чем в 2008-м. То есть никаких убытков не было. Казалось бы, все просто. Ан нет, ГПУ в рекордные сроки стряпает дело и передает его в суд…
СВИДЕТЕЛЕЙ ДАЖЕ НЕ СЛУШАЛИ
Итак, 24 июня 2011 года начинается судилище по «газовому делу». Молодой и неопытный судья Родион Киреев (который до этого расследовал исключительно «бытовуху» на уровне ДТП), назначенный якобы методом жеребьевки, пытается доказать, что контролирует ситуацию, хотя на первых заседаниях явно побаивается и саму подсудимую, и добрую половину свидетелей. А еще больше — заказчиков всего этого действа.
Первым делом Киреев отклоняет все ходатайства Тимошенко: об объединении ее дела с делами руководителя таможни генерала Макаренко и первого заместителя «Нафтогаза» Диденко, о закрытии дела без рассмотрения как «явно сфальсифицированного».
На заседание пришли посол ЕС в Украине Жозе Тейшейра и другие дипломаты. Они были шокированы происходящим, а Тейшейра после слушания сказал, что условия, «в которых проходит суд над Тимошенко, бесчеловечны». В маленьком зале толпились люди. Дышать было нечем, кондиционеры не работали, присутствующие теряли сознание. Журналисты находились в зале по очереди, потому что все вместе не поместились бы.
Люди толпились и вокруг здания суда. В первый день поддержать Тимошенко пришли 10 тысяч человек. Они перекрыли движение по Крещатику и требовали прекращения травли лидера оппозиции. Такие митинги впоследствии стали регулярными. Но народная поддержка Тимошенко только нервировала Януковича и заставляла его действовать жестче.
30 июня экс-премьер разместила на своей страничке в «Твиттере» сообщение: «Несколько часов назад у Януковича была «сходка», где были Хорошковский, Левочкин, Портнов и Отрош (глава Печерского суда). Согласовывали мой приговор».
Очевидно, так и было. Никакие показания свидетелей, никакие доводы на суд не действовали. Казалось, приговор готов, а допросы, дебаты, последнее слово — лишь попытка соблюсти формальные правила.
Со свидетелями прокуратура явно прокололась. Было запланировано допросить 38 человек со «стороны обвинения». А из заявленного защитой 31 свидетеля со стороны Тимошенко Киреев допустил к процессу лишь двух: Александра Турчинова и Михаила Ливинского. Но вышло так, что даже «свидетели обвинения» в основном давали показания в пользу Тимошенко. Тогда лидер оппозиции написала в «Твиттере»: «Кирееву… запретили вызывать наших свидетелей, ему и за «их» (свидетелей со стороны обвинения) влетело».
КОНЕЦ ТРАГИФАРСА
Представитель «Нафтогаза» Ярослав Диковицкий заявил, что убытков от «технического газа» не было. Экс-министр Минтопэнерго Юрий Продан также поддержал позицию Тимошенко, но документы, которые он принес в доказательство своих слов, к делу не приобщили. Явно против Тимошенко свидетельствовали только премьер-министр Азаров и действующий на тот момент глава Минтопэнерго Юрий Бойко.
А 5 августа Печерский суд принял решение об… аресте Тимошенко. Прямо в зале суда. «За системные нарушения подсудимой, в частности, она препятствовала допросу свидетелей». Это при том, что как раз суд не позволил допросить всех. Сама Тимошенко заявила, что ее арестовали потому, что во время «допроса Азарова» она задала ему вопрос о его коррупционных связях с «РосУкрЭнерго» и о бизнесе «сына Азарова, которому тот ежедневно отстегивает из госбюджета». Митингующие на улице даже пытались отбить Тимошенко у охраны, но ее спешно увезли в Лукьяновское СИЗО.
11 октября был зачитан приговор. После тысячи нарушений, после преследования защитников Тимошенко и угроз в адрес свидетелей, после нескольких месяцев издевательства над судебной системой Киреев приговорил лидера оппозиции к 7 годам заключения и к возмещению ущерба «Нафтогазу» в размере 189,5 млн долларов. Обжалование приговора, конечно, ничего не дало. Судьи даже не стали заслушивать свидетелей, просто пробежали приговор глазами по диагонали и вынесли вердикт, что он остается в силе.
«Я ВЕРЮ В УКРАИНУ!»
…Прошло 2,5 года. В Украине случилось многое: Евромайдан, бегство из страны Януковича и его приспешников, голосование в парламенте о декриминализации статьи, по которой Тимошенко была отправлена в заключение. Над юридической переквалификацией статьи все эти годы билась Объединенная оппозиция, лидером которой, даже будучи в заключении, стала Тимошенко.
Юлия вышла на свободу 22 февраля. И первое, что она сделала, — поклонилась украинскому народу, благодаря которому «может увидеть небо, сможет почувствовать воздух и увидеть людей. Также вся наша родная страна сможет с сегодняшнего дня увидеть солнце, небо, потому что диктатура пала. И пала она не благодаря политикам, дипломатам, она пала благодаря тем людям, которые смогли выйти на Майданы, смогли защитить себя, свои семьи, свою страну. Сегодня действительно очень важный день, хотя он — со слезами на глазах, потому что лучшие сыны нашей страны, те, кто пошел под пули, отдали все, даже жизнь, для того, чтобы мы с вами могли быть счастливыми».
Юлия Тимошенко отметила, что перед всеми нами стоит большая задача: «сделать так, чтобы каждая капля их крови не была пролита зря, чтобы каждая капля их крови не была забыта, чтобы каждый человек в нашей стране получил жизнь, за которую они положили свою жизнь. Я верю в Украину, я верю во всех вас!»
Subscribe
авторизуйтесь
0 комментариев
oldest