Украинский президент Виктор Янукович вернулся из Москвы после подписанных 17 декабря соглашений с Владимиром Путиным. Несмотря на финансовые обещания Москвы, в Киеве соглашения Путина и Януковича встретили без энтузиазма. Украинский политолог Вадим Карасёв считает, что это конъюнктурное решение, выгодное сегодня как Путину, так и Януковичу, но оно не решает системных проблем и только откладывает дефолт украинской экономики.
Путину не нужна сейчас нестабильная Украина. Он боится, что политическая нестабильность, революционные настроения и ожидания могут перекинуться на Москву. Поэтому ему надо сейчас помочь Януковичу экономически и социально, чтобы сдержать социальный протест.
Путин делает все, чтобы дальше затянуть Украину в долговую ловушку. Ведь Россия купит на 15 млрд. украинских государственных бумаг. Если экономика в Украине будет и дальше стагнировать, то окажется так, что государственный долг Украины будет в руках России. А, стало быть, Россия может манипулировать государственными финансами Украины и уже в 2015 году уже по-серьезному предложить ей вступить в Евразийский союз. В 2015 году же анонсируется создание Евразийского экономического союза.
Путин получил восстановление военно-промышленных цепочек за счет заказов Российской Федерации на оборонные предприятия Украины. Это военно-промышленные предприятия в Украине, которые имеют своих партнеров в Российской Федерации и, тем самым, как бы подключаются к военно-промышленным производствам в Российской Федерации. Что очень важно. Посмотрите: все это – восток и юг Украины. И, скорее всего, в конечном счете, всем этим когда-нибудь можно будет воспользоваться, в том числе, для того, чтобы территориально раскалывать Украину.
Путин же, все-таки, говорил о том, что эти соглашения дают возможность (и требуют даже) лучше координировать внешнюю политику двух стран. Это значит, что внешняя политика Украины может выйти из внеблоковости и быть более чувствительной и оглядывающейся на внешнюю политику России. Не говоря уже о том, что очевидно Путин получил также заверения, что украинская власть согласна на масштабное перевооружение черноморского флота.
Согласно договору Украины и России от 1997 года, там есть жесткие условия на такое перевооружение. Как раз в силу этих жестких ограничений Россия никак не могла приступить к масштабному и качественному перевооружению черноморского флота. А это очень важно, учитывая события на Ближнем Востоке, ситуацию в Сирии и всю эту геополитическую игру, в которую сейчас начинает играть Россия. Особенно в 2013 году мы видели эти амбиции.
Так что Путин получил военно-политическое, военно-техническое сближение с Украиной. Он получил активизацию военно-технического сотрудничества с Украиной. Для него это очень важно. Потому что в одиночку претендовать на статус великой военно-политической державы Путину очень трудно. Даже российский бюджет не может выдержать этого.
У Путина есть предохранители. Он прохеджировал риски. Во-первых, газовый контракт не пересмотрен – просто скидка, очередная скидка на газ. Конечно, Украина получает ежегодно 9 млрд. экономии на этом, но Россия может в любой момент вернуться к другой цене на газ – более высокой цене на газ, которая заложена в договор, который подписывала еще Тимошенко. Это рычаг давления на Украину. В случае, если придет новая власть или Янукович не будет выполнять свои договоренности.
Второй момент: вот эта скупка государственных бумаг в Украине. Тоже можно держать эти бумаги, можно ими играть. Если у Украины не будет возможности выплатить кредит, Россия будет держать долг, государственный долг Украины и манипулировать этим долгом. Дальше – ВПК. Военно-промышленное лобби Украины, которое тоже может влиять (в пользу – прим. ред.) России. Так что сохраняются рычаги влияния и давления на Украину, на Януковича в случае, если они не будут выполнять взятые на себя обязательства.
Для украинской экономики это передышка на год-полтора — до 2015 года, до президентских выборов. Это мало. Это может спасти Украину от дефолта, но не спасет украинскую экономику от технологической отсталости. Россия дала нам обезболивающее – таблетку. Европейский Союз предложил нам длительное лечение – терапию. Ну, вот, решили взять таблетку и снять боль, а не лечить болезнь. Это снятие боли, лечение симптомов, а не болезни. Это на год-два. Если Украина не будет модернизироваться и не будет продолжать движение в сторону Европы, движение на рынки Европейского Союза, ситуация в экономике будет очень плохой.
Потому что она стагнирует, и никаких новых драйверов экономического роста я просто не вижу пока.
Это чисто конъюнктурное решение сегодняшних проблем, на год, на два. Это откладывание дефолта, финансового коллапса, закрывая проблемы с государственным долгом и бюджетным дефицитом. Но это не решает системные проблемы постсоветской украинской экономики, которая нуждается в глубоких институциональных и структурных реформах. Пойдет на это Янукович – не знаю. Наверное, нет. До выборов точно – нет.
Повлияет ли это на рейтинг его? Думаю, существенно не прибавит, но и не опустит. Потому что у Януковича свой электорат – это восток и юг Украины. Он сделал ставку на консервативные пророссийские или просоветские слои востока и юга Украины. Да, они получат новые рабочие места, они получат заказы на промышленные предприятия, они получат, наверное, какую-то социальную помощь – минимальные повышения зарплат и пенсий.
Но это в рамках его электората, мобилизация его электората. Западно-украинский электорат – давай ему деньги, повышай ему зарплату или не повышай, он все равно Януковича поддерживать не будет после кульбита неподписания ассоциации с Европейским Союзом. Поэтому как был у него рейтинг в электоральном коридоре 16-20%, так он примерно и будет колебаться в этих пределах. От 16 к 20, потом – чуть больше, чуть меньше, существенного прироста не будет.
Источник: Вадим Карасев