Решения в рамках зоны свободной торговли с ЕС принимаются только после одобрения всех сторон. В отличие от Таможенного союза, где эти функции передаются наднациональному органу.
Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕC и его государствами-членами не создает органы, обладающие наднациональными полномочиями и компетенцией, а также и не ущемляет государственный суверенитет Украины.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Сергей Козьяков, доцент Института международных отношений.
Как отмечает автор, после обнародования проекта Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами, некоторые эксперты усмотрели угрозу национальному суверенитету Украины. Поводом для этого стали положения проекта о том, что совет ассоциации уполномочен «утверждать решения» в рамках сферы действия соглашения в случаях, предусмотренных им. При этом решения являются обязательными для сторон.
Однако в статье 463 проекта говорится, что совет готовит свои решения и рекомендации «по согласию сторон после завершения внутренних процедур». «Эта короткая фраза и содержит в себе принципиальное отличие компетенции наднациональных органов, которые действуют в рамках практически любого таможенного союза, от органов, которые будут созданы в рамках Соглашения. Словосочетание «по согласию сторон после завершения внутренних процедур» означает следующее: несмотря на то, что документы, принимаемые советом ассоциации или комитетом ассоциации, являются «обязательными для сторон», они не вступают в силу для сторон автоматически; стороны должны выразить согласие после завершения внутренних процедур», — отмечает эксперт.
Таможенный союз, напоминает Козьяков, предусматривает единый внешний тариф для государств, которые не присоединились к таможенному союзу. И самое важное: Таможенный союз учреждает наднациональные органы, решения которых являются обязательными, резюмирует автор.