Специалист-культуролог рассказал о происхождении праздничных традиций и о том, откуда взялись крашенки и пасхальне куличи, пишет Сегодня.
Древние пасхальные традиции унифицировались и осовременились: сдобные пасхи все чаще покупают в супермаркете, яйца красят анилиновыми красителями или попросту укутывают в разноцветный целлофан с лубочными картинками. Все настолько упростилось, что при желании можно купить в супермаркете готовую пасхальную корзинку и приурочить приход домработницы к Чистому Четвергу.
А ведь праздник Светлого Христового Воскресения — главный для верующих праздник в году — имеет свои древние и сложные обычаи. Он важен для всех, даже неверующих. Ведь этот день прославляет общие для всего человечества ценности — любовь, добро и торжество жизни над смертью. О пасхальных традициях прошлого, актуальных и в наше время, нам рассказали старший научный сотрудник музея Ивана Гончара Галина Олийник и директор казацкого поселения «Мамаева Слобода» Константин Олийник.
Страстная неделя
Вся неделя перед Пасхой называется Страстной или Великой, и посвящается она последней неделе земной жизни Иисуса Христа. Особенно выделяют последние дни. Например, четверг называется «чистым» не потому, что обычно на этот день планируют генеральную уборку и поход в баню (хотя это тоже важно). В первую очередь это день, когда верующий человек старается очистить свою душу — причаститься. В Чистый Четверг принято начинать подготовку к праздничному столу — красить или расписывать яйца и печь пасхи
(в русской традиции их называют куличами).
Страстная пятница — скорбный день. Именно в этот день Иисус Христос умер и был погребен. Это день строгого поста, некоторые верующие даже не разговаривают, проводя день в молитве. Печь пасхи и красить яйца в этот день нельзя.
Суббота начинается утренним богослужением, которое переходит в ночное, а потом и праздничное утреннее. В этот день хозяйки продолжают готовиться к празднику. Спать в пасхальную ночь не принято. Утром воскресенья после торжественной службы священник освящает все, что прихожане принесли в своих корзинках. Люди расходятся по домам и в первый раз за долгий пост едят скоромную пищу. Начинают с освященных яиц и кусочка кулича, а продолжают уже за богато накрытым столом. Чем больше разных блюд, тем зажиточнее будет семья, потому хозяйки старались на славу. Считалось, что тот из соседей, кто первым вернется с пасхальной службы домой, будет весь год самым счастливым и удачливым.
В этот день принято отдыхать — общаться с родными и друзьями, читать или просто отсыпаться. Работать в пасхальное воскресенье запрещено, исключение составляет только уход за домашними животными и обучение детей.
Крашенки
Расписывать яйца в древности было не только ритуальным действом, но и семейным развлечением. Обычно в субботу перед Пасхой вся семья собиралась вместе, чтобы за разговорами и песнями расписать яйца. Если писанки считались произведением искусства и хранились как сокровище, то крашеное яичко было утилитарной едой. Для приготовления краски для крашенок в старину использовали «текучую» воду из речки или ручья, а не стоячую из колодца — считалось, что она мягче, чище и лучше защищена от всякой нечисти. Крашенки, освященные в церкви, наделяли целебными (и даже волшебными) свойствами — детям их катали по личику, чтобы защитить от сглаза, а девушки, чтобы быть красивыми, умывались водой, в которую предварительно окунали цветное яичко. В воду к крашенкам можно было опустить золотые и серебряные вещи, чтобы быть богатым. Также брали с собой в гости одно крашеное яичко, чтобы «драться» им (взрослые и дети ударяли своими крашенками по чужим, чья разобьется — тот проиграл. — Авт.). Победа в этой игре сулила здоровье, счастье и успех на весь год. Все, что было освящено в церкви, не выбрасывали — к примеру, скорлупа освященных крашенок считалась целебной, ее измельчали и применяли как лекарство.
Пасхи
Ритуальный сдобный хлеб изготавливают из дрожжевого теста. Но есть и варианты — например, в Западной Украине пекли «сырник», или творожную пасху. Иногда даже не пекли, а просто замешивали творог с яйцами и цукатами в определенной форме и оставляли, чтобы они «дошли». Традиционно каждая хозяйка пекла много пасх — их должно было хватить для угощения родственников, соседей и друзей. Вообще, отправляясь в гости, следует взять с собой пасху и несколько яиц, будучи совершенно уверенным в том, что в гостях вас одарят таким же набором. У этого обмена была своя примета: если попробуешь девять пасх от разных хозяек — весь год будешь счастливым, здоровым и удачливым.
Когда подходило тесто или пеклись пасхи, в доме нельзя было не то что ссориться, а даже громко разговаривать и вообще шуметь — она должна печься в тишине, добре и мире. Если в доме были незамужние девушки, мать, ставя форму в печь, приговаривала: «Вы пасхи, сидите в печи, а вы (имя девушек), не сидите, замуж идите». Пока угощение пеклось, подметали в хате от печи к порогу, прогоняя вредителей, тараканов, мышей и крыс. Если у кого болели руки или ноги, то их можно было засунуть в остывающую после выпечки печь — тогда болезнь «сгорит».