Однако возможную угрозу аннексии Беларуси Лукашенко поставил на первое место. Беларусь живет в российском информационном пространстве, а Кремль может использовать синдром красного человека, если захочет присоединить Беларусь в качестве Северо-Западного края, пишет Белорусский партизан.
Суть послания Лукашенко к белорусскому народу и парламенту в интервью «Белорусскому партизану» анализирует кандидат исторических наук Алексей Король.
— В послании Лукашенко впервые обозначил все маркеры опасностей, которые угрожают ему, его модели и Беларуси в целом. Пути лечения угроз и опасностей определены как авторитарные, или иллюзорные.
Лукашенко перечислил все угрозы, в первую очередь – опасение военного вмешательства и включение Беларуси в состав России. Эта опасность проговорена Лукашенко достаточно откровенно и стоит под №1.
Вторая проблема – федерализация Украины.
Последующая угроза – исчезновение нации, если потеряем белорусский язык, и опасность потери русского языка.
Весьма подробно проговорена угроза бюрократизации и наступление коррупции.
Что остается в остатке?
Признание, что экономическая модель безнадежно устарела из уст Лукашенко, дорогого стоит, но методы лечения болезни – авторитарные: ограничение самостоятельности субъектов хозяйствования, в том числе – и частных структур.
Метод борьбы с коррупцией — сажать.
Главное, о чем объявил Лукашенко в послании, — готовимся декрет о возрождении номенклатуры советского образца, когда любое назначение нужно согласовывать с центром.
Абсолютно не оговорены пути реформирования экономической модели, пусть эволюционное, но реформирование.
Послание Лукашенко представляет собой коктейль противоречивых суждений и рецептов, порой взаимоисключающих друг друга.
— На фоне украинских событий Лукашенко явно опасается, что Кремль может воткнуть ему нож в спину. Почему, если он считает себя главным и единственным союзником Путина?
— Свое послание Лукашенко начал со слов, что Россия «пытается встать в свой исторический рост», восстанавливает свою историческую мощь. Он опасается, что вслед за федерализацией Украины, вслед за Крымом может быть аннексирована и Беларусь. Причем теми же методами, которые Росси применяет в Крыму и в Украине.
Это опасение актуализировано сомнительными параллелями с Украиной, оно для Лукашенко уже не является мифическим – он ощущает российскую угрозу едва не физически. Особенно накануне президентской кампании 2015 года.
Федерализация Украины пугает Лукашенко, даже не сама федерализация, сколько ее последствия: Лукашенко опасается, что после федерализации часть Украины может быть оттяпана и перейдет к России.
— Лукашенко говорит, что независимость Беларуси раздражает многих, появись «в нашем единстве появится трещина, обязательно найдутся желающие этим воспользоваться». Чтобы этого не произошло, согласно Лукашенко, нужны три фактор. Первый и главный из них — единство народа Беларуси. Можно ли сегодня говорить о единстве народа Беларуси?
— Единство народа – риторика авторитарных правителей. Единство народа Лукашенко понимает как пассивность народа и неспособность выйти на Площадь, чтобы заявить свои права.
Такие же настроения, как у сепаратистов в Украине, присутствуют и в Беларуси. Беларусь уже много-много лет смотрит российские телеканалы, у нас не изжит синдром советского человека – того самого красного человека, о котором пишет Алексиевич. Этот синдром может быть усилен и использован Кремлем, если захочет присоединить нашу страну в качестве Северо-Западного края.
В послании Лукашенко звучат опасения активизации таких настроений, за которыми легко угадываются проявления западнорусизма. Другой идеологии, более удобной для восстановления российской империи, в Беларуси просто не существует.
— С одной стороны, Лукашенко призывает белорусов к единению, с другой – бросает явно не пацифистские фразочки «мы держим под контролем эти НПО бандитские, вражеские, и пятую колонну». Похоже, Лукашенко не намерен выкурить трубку мира внутри Беларуси.
-Призыв к единству – залог спокойствия и гарантия, что не будет массовых выступлений с требованием изменить режим.
Относительно оппозиции повторен старый тезис: оппозиция нужна, но оппозиция конструктивная. Оппозиции не дозволены призывы к смуте, которые будут пресекаться прежними жесткими мерами, если не жестокими.
И ни одного намека на демократизацию, либерализацию страны в докладе мы не найдем.
— Что может объединить белорусов?
— Хорошо, что Александр Григорьевич хотя бы после 20 лет правления вспомнил, что белорусская нация держится на белорусском языке.
Чтобы нация объединилась, нужно, чтобы она состоялась; чтобы нация состоялась, нужна объединительная идея. Объединительной идеей может стать только национальная идея, четко артикулированная и озвученная на уровне руководства страны.
В мире существуют три объединительные идеи: религиозные, национальные и экспериментальные. Эксперимент с созданием класса большевиков провалился. В силу исторических обстоятельств в Беларуси царит конфессиональный мир и уважение.
Национальная идея, которая в значительной степени деформирована десятилетиями русификации, искажена и отвергнута нынешним режимом.
Я полагаю, что к этническому принципу нужно добавить государственную составляющую: мы, белорусы, живем в независимом государстве Республика Беларусь. Государство должно быть демократическим.
Исторически белорусскую национальную идею сформулировали в начале 19 века Бобровский и Данилович: язык, культура, суверенитет, государственность. И государство должно быть демократически устроенным.